Альманах
  Главная страница

ВЫПУСКИ

Предпубликации очередного номера
N 3(44), октябрь 2008г
N 2(43), сентябрь 2007г
N 1(42), июнь 2007г
N 5 (41), декабрь 2006г
N 4(40), сентябрь 2006г
N 3(39), май 2006г
N 100 , 2005 г
Вы просматриваете этот номер N 2(38), март 2006г
N 1(37), январь 2006г

[Все номера]
[Все авторы]

РУБРИКИ

У твоего порога
Политика
Социальная философия
Pro et Contra
Культура и образование
Наука



ИНФОРМАЦИЯ

О проекте
СТАТЬИ

Выпуск: N 2(38), март 2006г

У твоего порога

Проект Водного кодекса РФ, разработанный ведомством Грефа, несмотря на протесты учёных и специалистов был принят большинством Государственной Думы в первом чтении.
Принятие Водного кодекса, в котором не предусмотрены правовые механизмы по обеспечению охраны здоровья граждан, было бы циничным нарушением требований Конституции РФ. Читать

Такую форму ответа Государственной Думы на обращение Общественной палаты Российской Федерации мы рассматриваем как факт игнорирования Палаты как органа, представляющего интересы общества, а указанное письмо как частное мнение депутата. Н.В. Комарова, являясь одним из 450 депутатов, в этом случае позволила себе присвоить полномочия Государственной Думы по вопросам, затрагивающим основы экономического и социального развития страны и безопасности государства. Читать

Политика

Структура трудовых отношений не есть продукт самостоятельного функционирования “объективных экономических законов”, как пытаются доказать либеральные экономисты. Это результат непрерывной политической борьбы. В силу этого трудовое законодательство не просто фиксирует стоимость рабочей силы, но и выражает соотношение сил, сложившееся в национальном социальном пространстве в определенный исторический момент.
Вводя закон о контракте первого найма, французское правительство начинает демонтаж прежней системы трудовых отношений и пытается ввести новую. Читать

По мнению Фуко, речь идет о новом теоретическом проекте, который может быть сформулирован как поиск исторических оснований комплексной стратегии власти. И результатом этого поиска будет не только новое орудие критики, но и приобретение конкретного политического опыта борьбы с властью. Эта борьба может оказаться: 1) непосредственной (с конкретными проявлениями власти, а не с абстрактно-идеализированным образом врага, ее исход будет определяться "здесь" и "сейчас"); 2) экстерриториальной (будет носить наднациональный, надклассовый и надинституциональный характер и направляться против действующих приемов власти путем блокады частным "знанием" любых попыток его использования в целях укрепления иерархии политического господства) ) борьбой против "управления индивидуацией" (сопротивление принудительному формированию идентичности путем завоевания и отстаивания все новых частичных плацдармов в современном политическом пространстве. Это возможно вопреки тому, что интеллектуал сегодня находится на пересечении властных отношений, но благодаря его умению "скользить" между позициями и использовать знание позитивно); 4) борьбой против "привилегий познания" (вскрывать и подвергать критической рефлексии связь науки с властью) Читать

Друг У. Чавеса, поклонник Ф. Кастро и Эрнесто Че Гевары, Моралес намерен перестроить всю государственную систему на пользу трудящегося большинства, чтобы огромные природные ресурсы Боливии служили на благо всех. Он намерен начать с национализации газа (и на этом пути может столкнуться с серьезным противодействием бразильских и североамериканских компаний) и возобновления широкого возделывания коки. В этом он находит полную поддержку индейского крестьянства, волнения которого в предшествующие годы были вызваны в значительной мере политикой сокращения этой культуры под предлогом борьбы с производством наркотиков. Уже сейчас некоторые, традиционно «аристократические» провинции, опасаясь последствий провозглашенного курса, предъявляют претензии на значительную степень независимости от центральной власти, заявляя, что сейчас эпоха автономий. Но самое главное в Эво Моралесе – это его неприкрыто и страстно декларируемый антиимпериализм, его намерение «стать ночным кошмаром для США». И в этом он находит поддержку «индиады», с ее неискоренимой надеждой на исторический реванш и окончательное освобождение. Читать

Социальная философия

Научная формы мышления организуется и строится по такой единице, когда есть, с одной стороны, знание или система знаний, которые согласованы и соотнесены, а с другой стороны - проработана и очерчена выделенная структура объекта. И дальше я свое мышление подчиняю различным способам движения по такой единице. Поэтому я уже не могу характеризовать и описывать некоторое знание, не строя некоторого жесткого объектного отнесения, не определяя вообще, к чему это знание относится, и что я под этим имею в виду. С точки зрения такой структуры мышления, философское мышление оказывается чем-то недействительным, слишком свободным, слишком фантастичным, фантазирующим, поскольку жесткое выделение и прорисовка структуры объекта осуществляются, прежде всего, в формах моделей. Отсюда возникла и вся проблематика моделирования, которая закладывалась в естественные науки, поскольку моделирование является в этом плане значительно более жестким, жестко организованным.
Лекция из первой книги "Мыследеятельность"
http://www.situation.ru/app/j_art_1096.htm Читать

Я буду излагать точку зрения, с одной стороны, Московского методологического кружка (ММК), а с другой стороны, представителей психологической теории деятельности, в частности, Василия Васильевича Давыдова. Основной момент, связанный с проблемой понятия, предполагает ответ на вопрос в рамках деятельностного подхода: как понятие связано со знанием? В чем оно различается от знания? То есть, каково соотношение понятия и знания и в чем их отличие.

Из первого тома трехтомника "Мыследеятельность"
http://www.situation.ru/app/j_art_1096.htm Читать




Pro et Contra



Буря из научных журналов и с первых полос крупнейших американских газет перебрасывается через год с небольшим в Европу, когда 2 октября этого года во французском издательстве "Одиль Жакоб" выходит книга Алена Сокала (так зовут нашего героя) и его бельгийского коллеги Жана Брикмона "Интеллектуальное самозванство".
Авторы поставили задачу разобрать постмодерн со стороны, мало известной публике. Не все знают, что постмодернисты любят блеснуть упоминанием научной теории, имея о ней самое смутное представление; что они систематически злоупотребляют понятиями физико-математических наук (так, Кристева может заявить, что поэтическая логика связана с мощностью континуума, а Бодрийяр - что современные войны происходят в неэвклидовом пространстве); что они обрушивают на головы читателей поверхностную эрудицию, которая есть не что иное, как нагромождение ученых слов в неподходящем контексте; что они манипулируют бессмысленными фразами и беззастенчиво играют словами, нисколько не заботясь об их значении. Авторы решили показать, что король голый и что тезис "трудный, потому что глубокий" применим далеко не к каждому постмодернистскому тексту. Читать

В целом, дискуссия — еще один повод для гордости французов своей национальной философией. В контексте дискуссии обоснование этой гордости формулируется тоже достаточно воинственно: французская философия единственная противостоит попыткам перестать осмысливать противоречия мира соответствующим языком. Французская пресса отдает себе отчет в том, что ее аргументы не будут рассмотрены и тем более поняты. С точки зрения многих французских философов, принявших участие в дискуссии, англо-саксонский эмпиризм в принципе ориентирован на господство своего “научного” стиля мышления, который, кстати, не отменяется никаким постмодернизмом. Пожалуй, в апологетическом пафосе французской реакции на книгу против французских постмодернистов есть одно рациональное зерно: может быть к ней, в конечном счете стоит относиться не так личностно. А с достаточным юмором. Чтобы выделить, скажем вслед за одним из комментаторов и за самими авторами, главное — вся эта история позволила им выйти за рамки своей дисциплины и пообщаться с философами и социологами, более того, на понятном им языке сформулировать основы общения.
Книга А. Сокала и Ж. Брикмона любопытна не только обозначенной темой и ее интерпретацией, но и возникшей реакцией. Читать

Sokal and Bricmont hold up for ridicule selective passages in Deleuze's Difference and Repetition concerning the differential calculus. They quote long passages, followed by the remark that the passage is meaningless or nonsense (pp. 151-155). They claim that the problems of the calculus were solved by Cauchy in the early nineteenth century. (They even claim that the problems "were solved by the work of d'Alembert around 1760," (p. 151) though d'Alembert did not clarify in terms of inequalities or explicitly apply the limit concept that he advocates in the Encyclopedia.) They claim the status of the infinitesimals in the derivative is no longer worth bothering about, as it has been replaced by the limit.
Sokal and Bricmont's comments on Deleuze on the calculus resemble Bertrand Russell's comments on Zeno's paradoxes of motion. Читать

Культура и образование

Вышедшие недавно книги "Мыследеятельность" ( в трех томах) и "Обучение схематизации" представляют собой итог долгосрочных теоретических исследований и обобщение многолетней практики работ лидеров одного из лучших отечественных научно-исследовательских коллективов
Читать

Bush's "unspeakability" forces the question that we must inevitably revisit: Is Bush thoughtless? According to a 2003 poll cited in Britain's Sunday Times, 37% of Brits responded that Bush is "stupid" (Bohan). Likewise, recall how the spokeswoman for Canadian Prime Minister Jean Chrйtien felt about Bush: "What a moron" (McIlroy). As Salon's Kamiya wittily remarks: "Welcome to the wonderful world of George W. Bush's brain, where it's always Casual Friday!" Is Bush thoughtless? Perhaps. But as Gatens and Lloyd point out, it is important to remember that the Spinozist understanding of body is not in opposition to mind. Spinoza does not advocate a turn toward the body in an effort to move away from rationality or logic. Rather, for Spinoza, mind is constituted through the body's relations and its awareness of those relations through the imagination. Indeed, imagination--a term that is important in Spinoza's ontology--is the "coming together of mind and body in the most immediate way: mind is the idea of body" Читать

Наука

Несмотря на то, что безопасность трансгенных организмов не доказана, с каждым годом растет количество площадей с трансгенными культурами: пшеницей, соей, кукурузой, хлопком, картофелем, свеклой, табаком, помидорами и др. В 2003 г. ГМ-культурами было засеяно в мире около 70 млн га, т.е. 15% всех площадей, пригодных к земледелию . К странам, в которых наибольшее количество площадей засеяно трансгенными культурами, можно отнести: США (42,8 млн га), Аргентину (13,9 млн га), Канаду (4,4 млн га), Бразилию (3 млн га), Китай (2,8 млн га) . Устойчивые к вредителям и гербицидам трансгенные культуры дают и больше урожаев.
Трансгенизация оказывает серьезное влияние на окружающую среду, приводя к уменьшению биоразнообразия, нарушению трофических цепочек. Читать


Copyright (c) Альманах "Восток"

Главная страница