Альманах "Восток"

(На Интернет сайте "Ситуация в России" http://www.situation.ru)


Развитие и взаимодействие глобальных проектов

Из выпуска: N 9(21), сентябрь 2004г

М.Л. Хазин, С.А. Гавриленков

На сегодня, фактически, основные проектные решения в «Западном» проекте принимает узкая группа лиц, состоящая от силы из нескольких десятков человек. Отметим, что после поражения «Красного» проекта в начале 90-х годов прошлого века такая узость элиты и отсутствие (правда, на очень ограниченное время) реальных врагов проектного масштаба, привело к быстрому переходу «Западного» проекта в имперскую стадию. Отметим, что, как и следовало ожидать, самые первые экономические проблемы уже вызвали у этой «имперской» структуры проблемы. Сегодня уже отчетливо видно, что и руководство Евросоюза, в первую очередь в лице Германии и Франции, и руководство США (в лице Дж.Буша-мл.) всерьез рассматривают возможность выхода подотчетных им структур из «Западного» проекта и создание наднациональной в первом, и национальной во втором случае империи.
Глобальные проекты

С.Гавриленков
М.Хазин РЕКОНФИГУРАЦИЯ КВАДРАТУРЫ КРУГА

Статья, в которой дается более или менее строгое описание понятию "глобальный проект"

Цивилизация – очень красивое слово. Впрочем, большинство слов, произошедших от латыни, звучат красиво. Наверное, из-за этого их постоянно используют в науке и политической риторике.
Сочетание «цивилизованные страны» затрепали до дыр, выдавливая из него примеры успешного бизнеса, правильной политики, условий и обстоятельств жизни представителей «элиты». Когда эмоциональные оценки потихонечку стали замыливаться, подоспела новая тема, которую опять обозначили словом с латинским корнем – «глобализация». Предполагалось при этом, что вместе с ней наступит Золотой век и люди, наконец, станут жить счастливо и – по возможности – одинаково хорошо.
Сомнений нет: глобализация имеет место. Добрую улыбку вызывает сегодня восторг Жюля Верна перед прогрессом науки, которое он выразил, послав своего героя в кругосветное путешествие всего за 80 дней. В конце XIX века могучая поступь технологической цивилизации Запада у многих вызывала эйфорию. Небезосновательно они предполагали, что скоро, очень скоро люди будут летать, преодолевая пространство, покорять глубины океана, вести диалог, не видя друг-друга. Так все и получилось. Вот это – цивилизация! Правда, позднее, в ХХ веке, от достижений науки и техники полегли десятки миллионов цивилизованных и не очень граждан, но что мы о пустяках, главное – прогресс.
Цивилизация плохо поддается определению. Большинство мыслителей, так или иначе занявшихся этим ускользающим предметом, связывали ее черты с культурой. Это дает возможность показать, но не объяснить причины того, почему технологическая цивилизация европейского типа склонна к глобальности, а цивилизация индуистская (никто ведь не станет утверждать, что это – не цивилизация) особенно не стремиться распространиться до пределов обитаемой вселенной. Какая-то сила толкает одни страны выйти за пределы квадрата своих границ и описать круг распространения своего влияния, а другие нет.
Говоря языком современного бизнеса, стремящиеся к экспансии своей цивилизации силы (которые вовсе не обязательно являются конкретными странами) формулируют глобальный проект, причем войти в него могут и территории, культура которых весьма далека от культуры исходных «авторов» проекта.
Повторим это определение более формально. Основным понятием, которое, по мнению авторов, является базовым для описания глобальных тенденций развития государств, их коалиций и цивилизаций является Глобальный проект. По нашему мнению, глобальный проект (далее – ГП или просто «проект») – это наднациональная и надгосударственная идея, которая, в принципе, может стать базовой для определения системы ценностей любого человека на Земле. При этом принципиальным моментом является добровольность выбора участия в том или ином ГП для каждого конкретного человека, В базовые понятия любого проекта обязательно должно входить условие, что его ценности должны до любого человека доходить добровольно, в силу их универсальности и привлекательности.
Еще раз повторим, что слово «глобальный» здесь не следует понимать в привычных в последнее время терминах, связанных с модным понятием «глобализации». В нашем понимании этот термин означает, что ГП изначально предполагает, что его адресатом является любой человек, независимо от того, где и как он живет.
Еще более точно – ГП предлагает каждому человеку некоторую систему ценностей, которую он самостоятельно может принять (или не принять). При этом сама концепция «проекта» предполагает, что это решение должно приниматься без насилия. Собственно насилие, безусловно, проявляется, однако либо в рамках противоборства с другими ГП, либо на поздних стадиях проекта, когда закостеневшие механизмы «продвижения» проектных ценностей просто не успевают за изменяющейся обстановкой.
При этом, разумеется, далеко не каждая идея, претендующая на «надгосударственность» и «глобальность» может стать базой ГП. Собственно говоря, только история является тем инструментом, который отбирает из сотен и тысяч вариантов действительно глобальные.
Кроме идеи, которая является базой ГП, в него входит и набор социальных, государственных, культурных, исторических и других механизмов и традиций, которые возникают в процессе его функционирования. И именно взаимодействие этих механизмов в рамках конкуренции отдельных глобальных проектов и определяет основные направления мировой истории.

КРУГ

Цивилизация, стремящаяся сформулировать собственный глобальный проект, обязательно должна иметь в своем распоряжении Великую Надмирную Идею. Однако, одного факта наличия подобной идеи недостаточно. Сейчас вряд ли сыщется человек, непоколебимо придерживающийся материалистических взглядов, однако даже интуитивная приверженность каким-либо экзотическим верованиям в мировой разум или поток энергии уж точно не приведет к нему массы сторонников.
Это должна быть настоящая Идея, объясняющая мир видимый и невидимый, из которой непротиворечиво выводится система поведения и этические правила. Более того, эта Идея должна быть исключительной, предназначенной для всех людей без остатка, во всех уголках земного шара и во все времена.
В современном маркетинге подобная позиция называется USP – unique selling proposition, что представляет собой призыв типа: «Покупайте у нас! Только у нас все самое лучшее!» К тому же, в структуре Идеи должна содержаться непоколебимая уверенность в том, что рано или поздно, но все люди действительно придут в лоно ее сторонников.
Однако одной идеи мало. Необходимо, чтобы она соединилась с повседневной практикой жизнедеятельности, вобрала в себя обычаи, сформулировала набор правил и процедур, по которым должен существовать не только каждый отдельный человек, но и сообщество людей в целом – то есть выработать Норму. Норма – это буфер между Идеей, как совокупностью неизменных догматов и повседневной жизнью. Норма принципиально важна с двух точек зрения: Прежде всего, в Идее, как совокупности исходных кодов, ничего изменить и подправить нельзя, а вот в Норме, вобравшей в себя суровую прозу жизни – можно.
В Христианской Идее ростовщичество презираемо, но в норме жизни христианских государств – терпимо, особенно в тех, где распространена так называемая «протестантская этика». Коммунизм предполагал мировую революцию, но затем мало вспоминал этот тезис в связи с нереальностью, однако совсем убрать не мог – у основоположников он был записан, а править основоположников было нельзя.
Норма – вещь не писанная, это такая сложная система смыслов, являющаяся предметом молчаливого согласия. Однако именно она становится основой для создания сводов правил и процедур, которые можно назвать законами, кодексами, инструкциями, то есть разного рода формализацией Нормы. Все это – Практика, организующая ежедневно и ежечасно сложнейшие взаимодействия человеческого сообщества как внутри границ отдельных государств, так и вне их.
Невозможно удержаться, чтобы не привести пример: пресловутая монетизация льгот плоха не тем, что переводит их в материальную форму и даже не их размером. В русской Норме льгота есть выражение отношения государства к тем или иным социальным типам – ветеранам, инвалидам, детям и так далее, причем отношения уважительного. Именно поэтому люди зачастую даже не протестовали против того, что льготы не действовали. Многим был важен сам факт признания их причастности. Вряд ли столь прямолинейное вторжение в систему смыслов останется без последствий в плане доверия граждан своему государству.
Можно сказать, что глобальный проект оформляется именно в Норме. Как разруха возникает в головах, так в головах возникает и образ будущего. Именно там зарождается и зреет могучий заряд энергии, заставляющий миллионы людей строить свою жизнь так, а не иначе. Но неясностей и недодуманных до конца позиций иметь не следует: глобальный проект должен в каждый момент времени каждому социальному слою давать ответ на вопросы: зачем жить и как жить.

КВАДРАТ

Любой проект, даже потенциально претендующий на то, чтобы стать глобальным, начинается как сетевой. Образуются и умножаются ячейки сторонников Идеи, совершенствуются ритуалы, формулируются правила поведения и взаимодействия. Пока что ячейки не связаны отношениями подчинения. Они договариваются по принципиальным вопросам, но действуют самостоятельно. Можно сказать, что пока их ведет сама Идея, Норма еще только складывается.
В этой стадии развитие проекта происходит по инициативе отдельных, не связанных друг с другом инициаторов и за счет активности неофитов. Никакого координационного центра в рамках сетевой стадии проекта не существует, он развивается спонтанно и по многим направлениям, что позволяет ему быстро адаптироваться к потребностям и запросам людей в рамках принимаемых ими системы ценностей конкретного проекта.
В качестве примера сетевой формы проекта можно привести христианство первых веков нашей эры, когда сотни и тысячи проповедников несли людям идеи этой, тогда еще новой религии, или современное состояние Ислама, который, однако, представляет собой вторичное возрождение проекта.
Сетевым образом развивался «Красный» проект в XIX веке, когда сотни и тысячи его сторонников несли в массы новую систему ценностей, противостоящую капиталистической. До сих пор в сетевой стадии находится проект «Буддистский».
Как только численность сторонников становится существенной, неизбежно формулируется политическая составляющая. Иначе нельзя: необходимо постулировать правила общежития, определить систему управления, назвать друзей и врагов.
Далее, для успешного развертывания, глобальный проект должен утвердиться в опорной стране. Она должна быть крупной, мощной в экономическом и военном отношении. Только сильная страна, являясь признанным лидером проекта, может удержать прочие государства от беспрерывных конфликтов между собой и обеспечить присоединение к проекту все новых и новых участников.
В этом процессе принципиально важно привлечь на свою сторону элиту или часть элиты подобной страны. Она, в свою очередь, когда уговорами, а когда и насилием добьется поддержки народом нового проекта. Ни для кого не секрет, что принятие Русью именно Православия было результатом осознанного политического выбора тогдашних правителей.
Не следует недооценивать возможности инфильтрации коренного населения носителями Идеи с последующим присоединением населения к ней или его искоренением. Именно так была завоевана Америка, сначала конкистадорами, затем протестантами, причем мотивация их заключалась именно в распространении Христианства, а точнее того, что они понимали как Христианскую Норму.

Ровно с того момента, когда в опорной стране утвердились новые нормы, и вся она достаточно окрепла, чтобы стать лидером, глобальный проект становится иерархическим, управляемым из единого центра и откровенно экспансионистским. Государство вносит в практику проекта присущие ему управленческие технологии и использует свою экономическую и военную мощь для его поддержки. Принципиально важно, однако, что экспансия проекта на данном этапе происходит преимущественно мирно, ибо пример воплощенной Идеи действует надежнее, чем сабли и ружья.
В этой стадии ГП образуется достаточно явная и хорошо взаимодействующая друг с другом проектная элита, которая и определяет направления его развития и, особенно, механизмы всегда конкурентного взаимодействия с другими ГП.
В качестве примера можно привести «Христианский» проект, который перешел в иерархическую стадию после того, как соответствующая религия стала государственной в Византийской империи (отметим, что принятие христианства в качестве государственной религии в более мелких странах не повлияло на его сетевой характер) или, например, «Красный» (коммунистический) проект, который перешел в иерархическую стадию после Великой октябрьской социалистической революции в ноябре (октябре по старому стилю) 1917 года. Однако, например, «Католический» проект прошел сетевую стадию еще в рамках единого «Христианского» проекта, в связи с чем сразу стал иерархическим. При этом его проектная элита была рассредоточена по разным католическим государствам, и объединяла ее фигура Папы Римского (отметим, что деятельность государства Ватикан собственно к «Католическому» ГП особого отношения не имела).
Иногда иерархическая стадия проекта идет непосредственно за сетевой (как, например, при первой реализации Исламского проекта в VII веке нашей эры), а иногда существенно запаздывает (например, Буддистский проект так практически и не перешел в иерархическую стадию, что, возможно, связано со спецификой его базовой системы ценностей).
Переход от сетевой к иерархической стадии не всегда происходит для проекта безболезненно. Часто в этот период отдельные элементы его сетевой структуры пытаются развиваться в самостоятельные (но родственные) проекты. Именно так от общей ветви Исламского ГП откололась шиитская ветвь проекта, именно так от общего «Христианского» проекта откололся «Католический» проект. При этом после образования «Католического» проекта исходно «Христианский» практически прекратил свое сущестование, поскольку к этому моменту практически вся активность христианского мира была сосредоточена в рамках «Византийского» и «Католического» проектов.

Отметим, что как только проект переходит в иерархическую стадию, он начинает формировать централизованные структуры, которые должны поддерживать миссионерскую деятельность проекта и (по возможности) регулировать/контролировать оставшуюся от сетевой стадии структуру.
Поскольку глобальный проект по определению предполагает расширение своей зоны влияния на все человечество, эти централизованные структуры также начинают играть роль штабов, которые используют для продвижения своих проектов экономические, культурные, политические и другие рычаги. Иными словами, каждый из ГП создает свою конструкцию глобализации, которую и продвигает как один из главных инструментов экспансии проекта. При этом материальной базой любой такой глобализации является система разделения труда, которая автоматически связывает систему продвижения проекта с валютной, хозяйственной и торговой системой. В том случае, если идеология проекта никак не связывается с хозяйственной деятельностью (например, у «Буддистского» проекта), это существенно замедляет его переход в иерархическую стадию и дальнейшую экспансию.
В качестве примера нескольких альтернативных систем глобализации можно привести ситуацию 50-х – 80-х годов XX века, когда их в мире было две, одна в рамках «Западной» системы разделения труда на базе американского доллара, и другая, соответственно на базе переводного рубля в рамках Совета экономической взаимопомощи. Одна из двух систем победила, но это означает, в частности, что бессмысленно даже пытаться повлиять на поведение и политику МВФ, Мирового Банка, НАТО и т.д. со стороны России, поскольку эти институты являются, в первую очередь, институтами «Западного» глобального проекта, контроль над которыми осуществляют его собственные элиты, к которой мы не имеем никакого отношения.

Развитие проекта в иерархической стадии может продолжаться достаточно долго (например, в том случае, если его элита разбита на много отдельных групп, как это было с «Католическим» проектом в Средние века, когда все претензии Папы Римского или императоров Священной римской империи на монопольный контроль над проектом завершились крахом). Однако со временем слабеет дух носителей Идеи, портится мораль, все чаще допускаются послабления в нормах и правилах, а, значит, как опорная страна, так и весь проект в целом клонится к упадку. С этого момента опорная страна вынуждена вести себя как империя, или квази-империя. Эта стадия отличается от иерархической еще большей концентрацией элиты, резким «окостенением» проектных механизмов и, главное, переходом управления проектом от достаточно плюралистических элит к жестко организованной имперской бюрократии.
В случае, если проект осуществляется в условиях жесткого противостояния с другими, такой переход может произойти очень быстро. Так, «Красный» проект в иерархической стадии существовал всего несколько десятилетий – до середины 30-х, в крайнем случае – конца 40-х годов, после чего произошел переход к имперской стадии. Есть основания считать, что И.В.Сталин в 1943 году умышленно начал сворачивать собственно «Красный», коммунистический проект, осторожно переводя его в имперскую стадию и все более «национализируя».
Такое ГП и его распад или переход в «латентную» форму происходит по нескольким причинам:
Во-первых, бюрократия категорически не успевает за происходящими в мире социальными, экономическими, политическими процессами.
Во-вторых, имперское сознание явно предпочитает не доказывать что-то, а довольно активно и насильно вменять проектную систему ценностей, что резко уменьшает базу расширения проекта и уменьшает приверженность проектной системе ценностей внутри собственно проектных стран. Российские читатели хорошо знают этот механизм на примере деятельности так называемым «демократов» горбачевско-ельциновского периода.
В-третьих, существенно уменьшается адаптивность проектных ценностей и идеологических установок, которые начинают проигрывать идеологическую войну конкурирующим проектам.
Признать проблемы правящие элиты не в состоянии – иначе они лишаются легитимации, принять решительные меры не могут – слишком сильно нужно менять правила игры. Для поддержания статус-кво приходится все чаще и все масштабнее применять насилие как вовне, так и внутри.
Многие из нас, собственно, были, да можно сказать и сейчас еще являются свидетелями заката империи. Зрелище это малоприятное, но, скорее всего, неизбежное. Все земное рано или поздно умирает. Другое дело – Идея. Она может трансформироваться, обновиться, но только не исчезнуть совсем.
Очень важной частью, определяющей существование и развитие проектов, является их взаимодействие, которое всегда жестко конкурентное. Проекты могут быть достаточно либеральны в пределах внутренних проектных рамок (общественных или даже государственных), но это никогда не относится к ценностям альтернативных проектов. Именно по этой причине ни в коем случае нельзя использовать терминологию конкретного проекта для описания межпроектных взаимоотношений – идеология любого ГП носит ярко выраженный монопольный характер, альтернативные проекты всегда в них окрашены крайне негативно. Это хорошо видно на примере идеологии современного «Западного» проекта, который в исключительно «черных» тонах описывает и «Красный», и Исламский и даже Католический проекты.

МАТРИЦА

Наблюдая текущие события трудно удержаться от соблазна найти им простое объяснение. Легко сказать, что мир несовершенен, поскольку не везде еще утвердилась демократия. Вот если и когда она утвердится, то дела наладятся, конфликты исчерпают себя, а люди, облегченно вздохнув, перейдут к свободному созидательному труду. Или вот еще: нужно ликвидировать эксплуатацию человека человеком.
Пробовали. И так, и так. Не получилось.
Дело все в том, что отдельные наблюдаемые явления или факты – лишь часть системы смыслов. В каждом глобальном проекте этот набор уникален и каждый смысл существует исключительно в связи с другими. При попытке изменения одного из элементов система либо подгонит его под себя, либо рухнет. Вот пример: вы не задумывались, что положение ЦК КПСС в советской системе в сущности было ближе к положению боярской думы на Руси, нежели чем к коммунистическому идеалу? То есть Норма традиционного русского проекта поглотила коммунизм, а не наоборот.
В этой связи интересно поразмышлять, как скажется на США – лидере западного проекта – введение системы органов безопасности сильно смахивающей на советский КГБ. То, что из этого ничего хорошего для США не получится ясно и сейчас. Вопрос в другом: что возьмет верх - американская система смыслов или чужеродный элемент.
Есть, правда, еще одно обстоятельство. Вторая половина ХХ века прошла относительно спокойно, без неописуемых потрясений, типичных для его первой половины. Причина этого, как ни покажется странным, состоит в том, что действующих глобальных проектов в это время было три: Западный, Красный и (затаившийся) Исламский. Два проекта неминуемо сталкиваются, три – балансируют между собой. Если сейчас основная игра пошла между Западным и Исламским проектами, то не будет ли вынужден Китай сформулировать свой глобальный проект, хотя и не готов к этому?
После краха империи, как высшей и последней стадии глобального проекта, наступает хаос. Однако не следует воспринимать это слово в негативном значении. Хаос – закономерный и необходимый этап, в ходе которого происходит уточнение смыслов, анализ прошлого, накопление сил для будущего. Сможет проект сохранить приверженность Идее, модернизировать содержание того, что составляет Норму, тогда возможность его реконфигурации весьма высока. Если нет, то потомкам придется в учебниках истории читать про ту или иную цивилизацию, а при посещении музеев любоваться достижениями высочайшей культуры не существующих более народов.
Идеи, как правило, движутся с Запада на Восток. Хаос и обновление – с Востока на Запад. Когда Советский Союз был силен и могуч, Китай находился в упадке, нащупывая новый путь. Сейчас Китай на подъеме, Россия в хаосе, но и она нащупает свою дорогу, если обратится к смыслам, составляющим Норму русской цивилизации. Затем хаос двинется в Европу, затем в США, потом снова придет в Китай, и так и будет вращаться колесо цивилизации.
Солнце ведь тоже движется с Востока на Запад.

15 сентября 2004 года


( написано 20.09.2004,   опубликовано 20.09.2004)

Обсуждение (всего 1 реплика, последняя - 21.09.2004 19:48) Высказаться    Настройка

21.09.2004 19:48 Алексей Погорилый
по теме: С.Гавриленков
М.Хазин РЕКОНФИГУРАЦИЯ КВАДРАТУРЫ КРУГА
Ряд замечаний.

> Правда, позднее, в ХХ веке, от достижений науки и техники
> полегли десятки миллионов цивилизованных и не очень граждан,
> но что мы о пустяках, главное – прогресс.

Правда, число спасенных прогрессом от эпидемических (и не только) заболеваний и голодной смерти за ХХ век исчисляется миллиардами. Так что счет на сегодня все же в пользу прогресса.
Другой вопрос (хотя весьма важный и интересный) - не исчерпан ли его потенциал, не ведет ли этот путь человечество к деградации и, возможно, гибели. Но, повторяю, это вопрос другой.

> Сейчас вряд ли сыщется человек, непоколебимо
> придерживающийся материалистических взглядов

Это вы ошибаетесь. Я таких знаю достаточно много, от академиков АН РФ до вполне рядовых граждан.
Другой вопрос, что проипагандистская установка в РФ сейчас на подавление материализма и расцвет религии, оккультизма, мистики - ну так это регресс, путь в лучшем случае обратно в пещеры и на деревья.

> Не следует недооценивать возможности инфильтрации
> коренного населения носителями Идеи с последующим
>присоединением населения к ней или его искоренением.
> Именно так была завоевана Америка, сначала
> конкистадорами, затем протестантами, причем мотивация
> их заключалась именно в распространении Христианства,
> а точнее того, что они понимали как Христианскую Норму.

Мотивация их состояла больше в поисках золота, пряностей, плодородных земель с рабочей силой и прочих вполне материальных благ. И за исследователями и миссионерами Стенли и Ливингстоном следовал Сесиль Родс.
Привненсение исповедуемой колонизаторами разновидности христианства - скорее привходящее обстоятельство, чем истинный мотив. Хотя, конечно, оно способствует достижению управляемости и послушности аборигенов. Но никогда колонизаторы не считали аборигенов после крещения равными себе.

> При этом его проектная элита была рассредоточена по
> разным католическим государствам, и объединяла ее
> фигура Папы Римского (отметим, что деятельность
> государства Ватикан собственно к «Католическому»
> ГП особого отношения не имела).

Да и не могла иметь. Государство Ватикан возникло в 1929 году на основании Латеранских соглашений между Католической церковью и итальянским государством. Католический ГП полн (смотреть полный текст)>>
Высказаться


М.Хазин С.Гавриленков "Развитие и взаимодействие глобальных проектов"

В статье дается краткий анализ взаимодействия и исторической последовательности существующих (и существовавших) глобальных проектов. Эта статья является прямым продолжением статьи С.Гавриленкова и М.Хазина "Реконфигурация квадратуры круга".

Введенное в предыдущей статье понятие «глобального проекта» требует дальнейшей расшифровки и детализации. По этой причине в настоящей статье мы подробно разберем механизмы взаимодействия ГП и их, если так можно выразиться, исторический обзор.
Конкуренция проектов, в том понимании, которое описано выше, может идти по трем основным направлениям, которые, по большому счету, являются независимыми и равноправными. И исторический опыт показывает, что если по двум из них очевидная победа достается одному из проектов, то любой перевес сил по третьему направлению уже практически никогда не играет роли. Эти три направления – экономика (производной которой является военная мощь), идеология и демография. К последней мы относим не только численность населения, но и его приверженность проектным ценностям, в частности, готовность отдать за них жизнь.
Так, сложности «Западного» проекта в Ираке во многом связаны с тем, что подавляющее превосходство «Западного» проекта в экономической сфере (и, тем самым, военной мощи) вполне компенсируется преимуществом Ислама в идеологии (поскольку построенный на примате наживы «Западный» проект явно уступает в глазах людей проекту Исламскому, построенному на, пусть специфически понимаемой, но - справедливости) и демографии, практически во всех аспектах последней.
А вот знаменитое противоборство «двух систем» в середине XX века было связано с тем, что ни у одной из них не было явного преимущества (вопреки идеологическим догматом каждого из них): в экономике - у «Западного» проекта, в идеологии – у «Красного». По демографии, в общем, была ничья. И поражение «Красного» проекта в конце века было вызвано тем, что в конце 50-х годов разложившееся руководство СССР отказалось от идеологической войны, перейдя к так называемому принципу «мирного сосуществования».

Для дальнейшего описания ГП мы попытаемся дать последовательность проектов, так, как мы ее себе представляем. Разумеется, мы отдаем себе отчет в том, что в процессе дальнейших исследований и развития языка глобальных проектов этот список будет варьироваться и дополняться.
Первым в рамках писаной истории был «Еврейский» (ветхозаветный) ГП. Как и полагается, «первый блин комом», поэтому этот проект, особенно в части своих ритуальных механизмов, оказался крайне сложен, как следствие, количество неофитов во все времена было чрезвычайно ограниченным. Кроме того, один из важнейших его догматов, запрет на ростовщичество, был применим только по отношению к представителям своего собственного проекта. Такая ситуация, как мы увидим, в дальнейшем оказала принципиальное влияние на весь ход мирового процесса.
При этом сама его система ценностей оказалась столь привлекательной, что появился «Христианский» проект, который после перехода в иерархическую стадию естественно назвать «Византийским». Отметим, что основное различие «Христианского» проекта от «Еврейского» состоит не в догматике, а в сильно упрощенных ритуалах. Кроме того, запрет на ростовщичество у него является более универсальным, что привело к тому, что уже в Средние века значительную роль в контроле над финансовой системой играли именно представители «Еврейского» проекта.
Часть сетевой системы Христианского проекта в рамах конкуренции с Византией (как государством) прекратила свое существование, но один «осколок», в Западной Европе, со временем развился в отдельный, «Католический» проект. В отличие от «Византийского», который очень быстро приобрел имперские рамки, проект Католический, в силу политической разобщенности Западной Европы, очень долго развивался в пределах иерархической стадии. Не в последнюю очередь на расхождение проектов повлияли также различия в культуре и ментальности народов, входивших в ареал распространения «Византийского» и «Католического» проектов.

Отдельно и более подробно мы остановимся на ситуации последних 500 лет в Европе. В XVI веке, после катастрофического «золотого» кризиса, случившегося после резкого падения цены на золото, игравшего тогда (да и почти всю писаную историю) роль Единой меры стоимости, и последующего разрушения системы феодального натурального хозяйства, в Европе начал развиваться новый, «Капиталистический» проект, идейной базой которого стала Реформация. В доктринальном плане этот проект отошел от идейной базы библейской системы ценностей, отказавшись от одного из догматов – запрета на ростовщичество, поскольку экономической базой Капиталистического ГП стал ссудный процент. Запрет, разумеется, не мог быть отменен в догматике (и в тезисах Мартина Лютера, например, он присутствует в полном объеме), но был снят в мифе о т.н. «протестантской этике». Отметим, что «Капиталистический» проект принципиально изменил базовую цель в рамках проектной системы ценностей. Если в «Христианском» проекте, во всех его формах, даже не принявших форму ГП, основой является справедливость, то для «Католического» таковой является корысть, нажива.
Отметим, что этот пример показывает, что библейская система догматов, являющаяся базой практически всех ГП на территории Европы, не является механической суммой запретов и ограничений, а существенно взаимозависимой системой норм и правил, причем эта зависимость проявляется через всю жизнедеятельность людей. Может быть, именно по этой причине эта система догматов и сохранилась в практически неизменном виде столько веков.
Именно с «Капиталистическим» проектом, с наличием ссудного процента, связан один феномен человечества – так называемое технологическое общество. Ни одно государство или цивилизация, которое ссудный процент не одобряет (особенно, исламское) не смогло создать на собственной базе технологическое общество (за одним исключением, о котором мы скажем несколько слов ниже).

До сих пор мы говорили о «Капиталистическом» и «Западном» проектах, но не объяснили, почему и чем он отличаются. По нашему мнению, сегодня «Капиталистический» проект «в чистом виде» не существует, поскольку в XIX веке произошли серьезные изменения в его экономическом базисе, серьезно изменившие его базовые ценности. А именно, все большую и большую силу приобрела идея, родившееся где-то в конце XVIII века, идея о том, как реализовать многовековую мечту алхимиков о создании золота в пробирке. Почему именно золото так хотели создать алхимики понятно – именно золото было на тот момент Единой мерой стоимости (ЕМС) для всего человечества. А идея эта, из которой вырос финансовый капитализм, а затем и новый ГП – «Западный», состояла в том, что если золото создать нельзя, то может быть, возможно изменить ЕМС? На то, что можно создать в пробирке и контролировать потом эту пробирку, не допуская до нее никого постороннего.
Не вдаваясь в детали, можно сказать, что сегодня ЕМС – это американский доллар, единственная «пробирка», где он рождается – это Федеральная резервная система США, частная контора, владельцами которой являются крупнейшие инвестиционные банки Уолл-стрит. А вся мировая финансовая система, с ее институтами, такими как МВФ, Мировой банк и многие другие, своей главной задачей видят именно сохранение монополии ФРС на денежную эмиссию.
А изменение названия, с «Капиталистического» на «Западный» связано не столько с тем, что проектная элита в большей части перебралась за океан, сколько с тем, что впервые в истории человечества в рамках этой новой экономической формации, основные богатства стали создаваться не в материальной сфере, путем производства или за счет природной ренты, а путем безудержной мультипликации чисто финансовых активов. Такая модель привела к тому, что доля финансовых ценностей, которые в XIX веке составляли менее половины всех активов человечества, на сегодня составляю более 99%. Только объем финансовых фьючерсов, например, на нефть, превышает объем физической нефти (в ценовом выражении) в сотни и тысячи раз. И отсутствие запрета на ссудный процент существенно помогло становлению этого проекта, который активно развивался в XIX-XX веках. Основными его стадиями стало создание первого частного госбанка (с монопольным правом денежной эмиссии) в Англии в середине XIX века, создание ФРС США в начале XX века, Бреттон-Вудские соглашения 1944 года, отмена привязки доллара к золоту в 1973 год и, наконец, распад «Красного» проекта в 1991 году.
Отметим, что такой способ создания активов «на кончике печатного станка» в условиях уже существующей технологической цивилизации позволил создать феномен «сверхпотребления», когда развитие системы потребительского кредита позволило резко увеличить уровень жизни существенной части населения в границах «Западного» проекта. В то же время, это и существенно уменьшило их желание бороться за реализацию проектных ценностей, поскольку такая борьба неминуемо снижала жизненный уровень. В результате, одно из трех основных направлений межпроектной борьбы, демографическое, оказалось для «Западного» проекта потерянным навсегда.
Кроме того, такое изменение основного способа производства не могло не только серьезно изменить психологию проектной элиты, но и резко ее сузило: на сегодня, фактически, основные проектные решения в «Западном» проекте принимает узкая группа лиц, состоящая от силы из нескольких десятков человек.
Отметим, что после поражения «Красного» проекта в начале 90-х годов прошлого века такая узость элиты и отсутствие (правда, на очень ограниченное время) реальных врагов проектного масштаба, привело к быстрому переходу «Западного» проекта в имперскую стадию. Отметим, что, как и следовало ожидать, самые первые экономические проблемы уже вызвали у этой «имперской» структуры проблемы. Сегодня уже отчетливо видно, что и руководство Евросоюза, в первую очередь в лице Германии и Франции, и руководство США (в лице Дж.Буша-мл.) всерьез рассматривают возможность выхода подотчетных им структур из «Западного» проекта и создание наднациональной в первом, и национальной во втором случае империи. С возвращением «старых», даже не капиталистических, а католических ценностей.
Завершится ли хотя бы одна из этих попыток успехом нам еще предстоит узнать, но одно очевидно – резкий рост террористических актов в последние годы существенно связан с этим кризисом «Западного» проекта, является попыткой его расколовшихся элит сместить чашу весов в свою пользу.

За пределами Европы в VII веке возник еще один проект на библейской системе ценностей – Исламский. Он активно развивался в рамках иерархической стадии почти 1000 лет, но переход к имперской стадии в рамках Османской империи практически привел к замораживанию собственного Исламского ГП, переходу его в латентную фазу. И только в XX веке, попытки «Западного» и «Красного» проекта разыграть в своих интересах «исламскую карту» привели к возрождению Исламского проекта в новой редакции, имеющей пока сетевую стадию. Немаловажным фактором оживления исламского глобального проекта стала также демографическая динамика, в результате которой население мусульманских стран стремительно выросло.
Основным качеством Исламского проекта является его очень сильная идеологическая составляющая. Связано это с тем, что включенные непосредственно в догматику Корана нормы и правила общежития делают его активными проповедниками практически любого носителя проекта. Это существенно отличает его от всех остальных ГП, которым такая активность бывает присуща только на самых ранних стадиях развития проекта.
Отметим, что в Азии были и свои мировые глобальные проекты, которые еще не дошли до Европы, вернее не завоевали больших масс сторонников, например, Буддистский. Именно по той причине, что их актуальность для нас на сегодня проблематична, мы не будем останавливаться на этих проектах. За одним исключением – Китай.
Китай сегодня стоит на распутье, выберет ли он для себя путь развития связанный с «поднятием» упавшего знамени «Красного» проекта, то есть пойдет по интернациональному, проектному пути, либо же останется в рамках чисто национальной империи, которую в принципе не будут волновать мировые процессы, напрямую не затрагивающие чисто национальные интересы этнических китайцев и их вассалитет. Многое говорит за то, что коммунизм в его классической форме не является целью Поднебесной. В частности, коммунизм негативно относится к ростовщичеству, а Китай в полной мере адаптирует капиталистический инструментарий, в то время как коммунистическая атрибутика сохраняется только как демпфер преобразования систем.

Но вернемся к историческому обзору. В XVIII веке, практически одновременно с появлением идеи финансового капитализма, в работах социалистов-утопистов появились идеи, которые стали базой для развития «Красного» проекта. С точки зрения библейской догматики этот проект стал попыткой возврата запрета на ростовщичество (в форме обобществления средств производства), но идеология и технологические механизмы этого проекта имеют одну важную особенность (по сравнению с предыдущими) – серьезный уклон в социальную сферу, мощное развитие социальных технологий.
Слабым местом «Красного» проекта является полное отсутствие мистической составляющей. Одно время, на контрасте с проектами «Капиталистическим» и «Западным», это было не так заметно, однако по мере заимствования альтернативными «Красному» проектами упомянутых социальных технологий этот недостаток стал играть все большую роль.
«Красный» проект, который в СССР развивался, если так можно выразиться, в достаточно резкой «коммунистической» форме, проиграл (в том числе и по причинам, указанным выше), но не исчез окончательно, а перешел в латентную форму. Резкое падение уровня жизни в базовых странах «Западного» проекта после неизбежного и скорого глобального экономического кризиса неминуемо вызовет мощный ренессанс социалистических идей. Кроме того, скорее всего в силу проблем с долларом в качестве Единой меры стоимости, человечество (по крайней мере на время), будет вынуждено всерьез рассмотреть возможность возвращения библейский догмата о запрете на ростовщичество.
Именно здесь самое время вспомнить о феномене «технологической цивилизации». Основной проблемой «Исламского» проекта, который явно рвется к контролю над Европой и ищет базовую страну для перехода к иерархической стадии – это полная невозможность отстроить на собственной базе современную технологическую структуру. При этом очевидно, что использовать опыт «Капиталистического» и «Западного» проектов он не может – ссудный процент в Исламе запрещен категорически. Но единственный случай в истории, когда технологическое общество было построено без использования ссудного процента – это СССР, то есть базовая страна «Красного» проекта. По этой причине не исключено, что проникновения Ислама в Европу начнет принимать существенный социалистический оттенок, что неминуемо будет коррелировать с подъемом аналогичных настроений в условиях острого экономического кризиса.

Возникает естественный вопрос, а что же с Россией? России не привыкать быть проектной страной. Собственно, ни в каком ином качестве она и не существовала. В силу своих размеров и возможностей она в состоянии сформулировать свои интересы, только если будет являть собой ядро глобального проекта. В сущности, все ее ипостаси – Киевская Русь и Российская империя (фактически, продолжающие в другое время и других условиях «Византийский» ГП), СССР – были позиционными вариантами одного и того же сгустка цивилизационных смыслов. В противном случае участь ее незавидна – невозможно постулировать целесообразность проживания на столь обширной территории столь незначительного населения. Население, в свою очередь, не имея вразумительных целей своего существования, будет либо спиваться, либо присматриваться к реальным силам, предлагающим содержательные программы.
Пока что Россия заигрывает с Западом, повинуясь эмоциональному настрою своей элиты, выросшей в комплексе гипнотического восторга перед блеском Елисейских полей, Пикадилли и Манхэттена. Политический класс России, несмотря на то, что после падения коммунизма прошло достаточно времени, постарался не сделать окончательного выбора, застряв между советской крепостью и правовым государством. Так легче править, так остается свобода маневра, простор для манипуляции. А экономическая элита России так просто является частью «Западного» ГП и в этом смысле ожидать от нее какого-либо позитива достаточно наивно.
Но именно такая, в некотором смысле беспомощная ситуация может дать неожиданности.
В «Западном» проекте России – нет. Зато, Россия есть в Исламском проекте. Как правило, в ответ на такое предположение раздаются скептические выкрики, никогда, мол, с чего бы и т.п. Ответ прост.
Россия в настоящее время – идейная пустыня. У нее нет своего мифа. Стояние со свечками на Рождество и присутствие православного духовенства на официальных мероприятиях ничего не добавляет и не изменяет. У ислама, правда, тоже нет своего мифа и это его самое слабое место. Как мы уже отмечали, особенность мусульманской религии состоит в том, что в ее основополагающих книгах содержится не только догматика, но и правила и нормы (на равных правах с догматикой), в том числе властные. Есть, однако, явные признаки того, что ислам вдумчиво работает над политическим измерением, над своим мифом.
Россия никогда не жила в стремлении к наживе, столь естественном и приемлемом для Запада. Ислам – тоже. В России еще живы понятия справедливости, унаследованные, если угодно, от социализма, «Красного» проекта. У традиционных исламских стран нет чутья и склонности к технологиям и военной игре. В России – есть. Демография такова, что в славянских семьях – один ребенок, в мусульманских – четыре. Как вы думаете, есть здесь поле для выстраивания проекта?
Коммунистический проект был сдан на милость победителя, но не умер. В конце концов, никто не доказал, что он менее эффективен, чем свободный рынок, которого нет уже и на Западе. Тех темпов экономического роста, которые обеспечил «Красный» проект в СССР в 30-е – 50-е годы ХХ века (даже с учетом страшной войны) ни «Капиталистический», ни «Западный» проекты обеспечить не смогли. И если «реинкарнация» «Красного» проекта, скажем, в социалистической форме, приобретет мистическую составляющую, например, в виде политического исламского мифа, вполне возможен его рестарт.
Особенно актуальной эта ситуация станет в случае разрушения мировой системы разделения труда в связи с существенным падением доллара - ЕМС. Собственно, привести аналогии достаточно сложно. XVI век слишком далеко, а после него экономических кризисов сравнимого масштаба, с существенным изменением ЕМС, просто не было.

15 сентября 2004 года


( написано 20.09.2004,   опубликовано 20.09.2004)

Обсуждение (34 реплики) ...
22.09.2004 12:20 Сухарев Михаил Валентинович
по теме: М.Хазин С.Гавриленков "Развитие и взаимодействие глобальных проектов"
Еще раз о ГП (не путать с Глебом Павловским):

1. Сложность систем растет на протяжении всей истории Вселенной.
2. Рост сложности сопровождается возникновением иерархических интегративных системных уровней. Системы каждого следующего уровня сложности построены из элементов, которые являются системами предшествующего уровня. Элементарные частицы > атомы > молекулы > клетки > многоклеточные организмы > сообщества.
3. Эволюция общества в этом ряду продолжает эволюцию материи во Вселенной и является таким же космологическим процессом в этом смысле, как, скажем, нуклеогенез - процесс возникновения сложных атомов в звездах.
4. Сопротивляться процессу роста сложности систем, в том числе социальных, столь же непродуктивно, как пытаться остановить дрейф континентов деревянными брусьями.
5. Эволюция систем идет путем конкуренции идей этих систем за обладание материей. Генотип - идея живого существа. Культура - идея общества.
6. Основная геополитическая особенность настоящего времени (начало XXI века) состоит в том, что сложность социальных систем (культур) приближается к размерам всего человечества. Общество размером менее 300 млн. человек уже не может "нести" современную цивилизацию. Отсюда глобализация, объединение Европы и т.д.
7. В этом трагедия "русского проекта". Россия пыталась создать свою, оригинальную, цивилизацию путем комбинирования элементов, созданных другими цивилизациями с привненением своих черт. Все новое всегда создается так; никто никогда не создавал сложное новое на пустом месте.
Потеряв сначала Китай (миллиард чел), а затем остальной соц. лагерь (около 500 млн. чел), русский проект утратил необходимую социальную материю.
8. Есть три варианта дальнейших действий.
а) попытаться подключить новые массы людей, не подключенных к западной мегацивилизации. Собственно, русско-советский проект это пытался сделать, пытался возглавить "третий мир".
Но объединенный Запад с этим боролся, да и сами эти "третьи страны" норовят прильнуть к богатому Западу, а не к России. Кроме того, альтернативной мегацивилизации нужны не абы какие массы людей, а массы образованные и фондовооруженные.
б) вариант "Троянский конь". Россия вливается в западное сообщество; принимает идеологию рынка и политического плюрализма. При этом нужно одновременно стоять на позициях нац. капа. То есть, биться против превращения в сырьевой придаток и сокращения населения.
Основная цель - привлечь капиталы и технологии, а следом людей, на нашу территорию. Организовать иммиграцию из (совсем уже) бедных стран, переобучение. Стимулировать рождаемость коренного населения России.
При приросте 3% в год через 50 лет имеем 600 млн.
Западный проект как бы распространится на Россию; но их культурные коды наложатся у нас на наши. Так же, как вестернизация Петра I дала лишь внешнее сходство России с Западом.
Результат трудно предсказуем, но будет нечто новое, способное качнуть Евразию (Хартленд) в сторону иного пути.
Национальная идеявозникнет "по дороге".
в) Вариант "буря и натиск". Тут нужен брутал, целый Бруталище. Он, первое, должен попасть на место президента. Это ключевая точка Русской Системы. Как бы не говорили, что "президент повязан по рукам и ногам", но плохому танцору сами знаете, что мешает.
Решительный человек в этом месте может изогнуть силовые линии пространства и времени.
Дальше идет мобилизационный проект, наше население еще помнит дисциплину - если у начальства не дрожат руки. Затянуть пояса, во внешней политике - лавирование между США, Европой, Китаем.
Вполне возможна мимикрия под вестернизацию, с "национальными особенностями".
Тут нац. идея нужна в самом начале; иммиграция, демография, привлечение капиталов и технологий совпадает с вариантом "в".
Высказаться   Цитировать



22.09.2004 11:06 Олег Мамалыга
по теме: Несколько соображений на Проектную тему

Михаил Хазин 22.09.2004 10:43 писал:
И на базе Ислама проект получается
Пример, пожалуйста.

- это инструмент "Западного" проекта
Да. Мусульмане работают на "Западный" проект, во вред исламскому проекту.

из Нагорной проповеди вылезл "Христианский"
Норма ранних христиан соответствовала идеям.

Выход США из "Западного" проекта
Мне нравится ваш оптимизм:)

PS Гумилева все таки посмотрите.


Высказаться   Цитировать

22.09.2004 11:06 Пайдиев
по теме: М.Хазин С.Гавриленков "Развитие и взаимодействие глобальных проектов"

Муромцу
ЧТО мешало построить суперфинансовую (кредитную) систему в СССР? Что нельзя было выдавать ипотечные кредиты под 3% годовых на 30 или 50 лет?
Л.П. На эконом факе МГУ политэкономию преподавали по учебнику Цаголова. Производство при социализме носит непосредственно общественный характер, денег нет. Ибо собственник один. И мне в ЛГУ эту же бредятину впихивали. Её сторонииком был декан моего эконом ф-та. И был борец с ревизионизмомо Миша Попов, мать его... Большинсчто экономистов учили всё же по учебнику Румянцева. Где деньги и ТДО всё таки признавались.
Такая иделогия стала господствующей при Хрущёве. Она сопровождалась для населения: ликвидацией газовых счётчиков, коммерческих магазинов, приусадебного хозяйства и рынков. Одновременно закрыли 60% церквей с массовой посадкой церковного актива. Любопытно, но в эти же дни принудительно перерезали почти 60% скотины в Ленобласти(осень 60года). Но из колхозов разрешили уходить. Это сопровождалось бурным ростом больших городов. Только в 1981 году Исполком Ленсовета (по опыту Риги) приостановил это бедствие, когда в городе было уже 400 тыс живущих в общагах при полной перегрузке инфраструктуры (Похвастаюсь - участвовал в разработке Комплексного плана развития Ленинграда).
В экономике это сопровождалось ликвидацией артелей кустарей (уцелели лишь в Грузии, Армении, Узбекистане). Развитием совхозов. ликвидацией МТС. продавашим свои услуги за деньги (при небольшой конкуренции).
И полностью были потеряны ценовые ориентиры. Ценообразование начало полностью строится по затаратному принципу. Госплан началд строить балансы продукции по 400 позициям (правда японцы в эти годы делали по 3 тыс., потом по 20 тыс). Госплан был слабее Минпрома Японии, ибо он не мог строить натуурально стоимостные балансы в отсутствие ЦЕН (без цен металл или нефтепродукты разного качества не приводятся к единому знаменателю условной нефти или металла). Ну далее попытки Косыгина спасти ситуацию. Е
Идеология стала влиять на реальные экономические решения.
Да! А суперфинансовая система была. Госбанк был мощнейшей организацией, где все остатки насчетазх страны были кредитным ресурсом. Ставилась цель и решалась, ибо деньги не дефицит, на них всё можно купить . Задачей Госплана было посчитать лишь узкие места (нет моста, негде расселить рабочих, не хватит мощности эл. станции и т.п.). Эта система позволила выстоять стране после 1935 года и выиграть войну. Экономика управлялась нормативными письмами Госбанка, а не указаниями Госплана.
Но к 1960 году произошёл полный отказ от этой системы и возникла та система, с которой мы жили до 1990 года.
А вот почему.....


Высказаться   Цитировать

22.09.2004 10:58 Михаил Хазин
по теме: М.Хазин С.Гавриленков "Развитие и взаимодействие глобальных проектов"
Алексей Акчурин 22.09.2004 10:14 писал:

Простите, что влезаю, но, по-моему, Федоров имеет в виду не
английский НАЦИОНАЛЬНЫЙ проект, а АНГЛОЯЗЫЧНЫЙ. Суть в том,
что формировать ПРОЕКТЫ могут во-первых, (ну, более или
менее) ПРОФЕССИОНАЛЫ (эксперты), а во-вторых, В ПОСТОЯННОМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

Опять принципиальная ошибка! Во-первых, хорош был бы Христос, если бы он объяснял, что строит "Арамейский проект", исключительно для тех, кто говорит на соответствующем языке! Во-вторых, глобальный проект на первом этапе (сетевом) развивается самостоятельно, не в рамках менеджерского или командного подхода. Это, собственно, и есть критерий идеи: если она сама развивается - отлично, если нет, то на ее базе можно построить империю , но не ГП!
А Вы - эксперты, профессионалы... В какой сфере были профессионалами апостолы? В налоговой? В рыбной?

PS. А уж дьякон кураев, который сформулировал "свой маленький, но глобальный" проект - это просто смешно. Он, скорее, представляет собой попытку частного лица (одного из очень многих) модифицировать проектную оболочку "Византийского", православного проекта. Флаг ему в руки, но для решения такой задачи нужно быть пророком (как можно реформировать православный проект без прямого Божественного участия я ума не приложу, Егишянц меня поддержит), а Кураев никак на пророка не похож. Гордыня это его заела, грех это!
Высказаться   Цитировать



21.09.2004 22:11 Михаил Хазин
по теме: Несколько соображений на Проектную тему
Сергей Д. 21.09.2004 19:47 писал:

6. Ну и по поводу России. В нашей стране был, есть и будет
один проект – Русский. Красный проект в нашей стране умер
после смерти Ленина и изгнания Троцкого. Дальше шел
классический русский проект с использованием в качестве
идеологии вместо православия коммунизма. И Ислам как религия
просто несовместим с жизнью основной массы населения (при
всем моем к нему уважении). Честно говоря, не совсем понятна
тем не менее настойчивая пропаганда его здесь.
Предположений два: либо заказ (во что при всем уважении к
Михаил Леонидовичу верить не хочется), либо искреннее
заблуждение в попытках что-то придумать в свете
надвигающегося кризиса (можно только посочувствовать). Но
идея о красноисламской России – нежизнеспособный миф.

Ну уж это просто смешно. Империя не может быть мононациональной , поэтому наш проект "русским" уж никак не мог быть. Именно по этой причине у нас сейчас сложности - нет наднациональной идеи, которая была бы для всех привлекательна, нет глобального проекта . О чем мы и пишем.
Что касается ислама. Я о нем так много пищу не потому, что он мне лично привлекателен, а потому, что роль Исламского проекта сейчас в мире невероятна велика. Нравится нам, не нравится, он очень многое будет определять в мире в ближайшие десятилетия. Ну так и надо отдавать себе в этом отчет!

Сергей Д. 21.09.2004 19:47 писал:

И в рамках США борьба о путях выхода из кризиса идет не
между сторонниками Западного и национального проекта, а
между сторонниками изоляционистского Американского проекта и
экспансионистского Американского проекта. И то только
потому, что у них по разному завязан бизнес.

Ротшильды, как владельцы ФРС США какое отношение имеют к "американсакому проекту"? "Экспансинистскому" или "изоляционистскому"? Почему они так заинтересованы в победе Керри и им не нравится Буш? А также не нравились ОНил и Линдсей? В конце концов, а как англичане Ротшильды уже в ХХ веке стали владельцами ФРС США? Эту проблему без глобальных проектов объяснить невозможно.
Сергей Д. 21.09.2004 19:47 писал:

И действительно еврейский проект существует. Но ни в коем
виде не глобальный. Наоборот – это проект только и
исключительно для евреев.

Что такое "еврей"? Может быть, Выимеете в виду "иудеев", то есть сторонников иудаизма? Но стать иудеем может любой человек.
Сергей Д. 21.09.2004 19:47 писал:

Сознание начинает определять бытие. В то время как хорошо
известно, что в реальной жизни это наоборот.

Сильное утверждение. Можно даже сослаться на авторитеты, в ранге классиков. Но уж больно напоминает лозунг, сочиненный к конкретному моменту. Почему тогда США в Ираке проигрывают? Уж у них-то бытие на уровне. Мы именно по этой причине и описываем три сферы борьбы проектов. По нашей схеме Ислам должен выигрывать, по Вашей - проигрывать. Что на самом деле? Да, США могут стереть исламские страны с лица Земли. Теоретически. А на практике? Побеждает не тот, кто больше может , а кто лучше сделает .
Высказаться   Цитировать



Интернет версия данной статьи находится по адресу: http://www.situation.ru/app/j_art_574.htm

Copyright (c) Альманах "Восток"