Альманах
  Главная страница

 

Выпуск: N 6(30), июнь 2005г

Массы, Империя и постимпериализм

Социальный форум Порту - Алегри 2005: впечатления участника

К.Л.Майданик

Отличительной особенностью 'МСФ-V' стал сугубо децентрализованный ('расконцентрированный') характер его деятельности и даже топографии. Официальные цифры: 155 т. 'записавшихся'; около 200 т. участников 'Парада открытия' (26. I.); по 20 тысяч человек на двух главных митингах (встречах с 'товарищами президентами' - Бразилии и Венесуэлы - в 'Жигантинью'). 200 парламентариев, 6588 представленных организаций из 135 стран участвовали в 2500 конференциях, семинарах, круглых и иной формы столах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.д. - по социальной, экологической, международной, культурной, политической, молодежной, этнической, гендерной и т.п. тематикам.

Кива Майданик

'МИРОВОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ'[i] -

ИЗДАНИЕ ПЯТОЕ

ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ АНАЛИЗУ[ii]

(ПОРТУ-АЛЕГРИ, 26 31 ЯНВАРЯ 2005 Г.)

 

Пара предваряющих замечаний.

Отличительной особенностью 'МСФ-V' стал сугубо децентрализованный ('расконцентрированный') характер его деятельности и даже топографии. В отличие от 2003 г.[iii] не было ни центрального комплекса зданий, где протекала бы большая часть дискуссий (в 2003 г. это были корпуса и вся переполненная зеленая территория Католического университета), ни подобия неофициального центрального клуба встреч и дискуссий, где всегда можно было встретить нескольких организаторов Форума (в прошлом эту роль играла гостиница 'Пласа Сан Рафаэль'). А были многие десятки огромных палаток, разбросанных на одиннадцати 'тематических' пространствах, протянувшихся вдоль лагуны Гуаиба (с абсолютной звукопроницаемостью и температурой наружного воздуха за 35°). К тому же, представительство России в целом ( и 'Альтернатив', в частности), было еще более 'впечатляющим' (вопреки видимой невозможности этого), чем на прошлых форумах, сократившись - по сравнению с 2003 г. - примерно вдвое: до 1,5 - 2 человек - от 'Альтернатив' и 3 - 4 (на глазок) от России. Из 155 тысяч участников. Так что обмениваться информацией со 'своими' оказалось почти невозможным, особенно с учетом обретенной 'периферийности проживания'. (Автор заметки ночевал и питался в монастыре капуцинов, в 3-4 километрах от основных центров событий). [iv]

Это я все к тому, что как говорят испанцы, ни требовать, ни 'ожидать груш от вяза' - не стоит. Особенно сразу по приезде... Тем более, что чисто эмоциональное восприятие форума[v] было на этот раз более слабым - и потому, что для меня он не был первым, и в силу некоторых сущностных его характеристик (о чем - ниже).

Призвав, таким образом, отнестись к своим впечатлениям и суждениям с изрядной долей скепсиса, перейду к сути дела: что было, как виделось (и слышалось), как воспринимается неделю спустя:

1. Официальные цифры: 155 т. 'записавшихся'; около 200 т. участников 'Парада открытия' (26. I.); по 20 тысяч человек на двух главных митингах (встречах с 'товарищами президентами' - Бразилии и Венесуэлы - в 'Жигантинью'). 200 парламентариев, 6588 представленных организаций из 135 стран участвовали в 2500 конференциях, семинарах, круглых и иной формы столах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.д. - по социальной, экологической, международной, культурной, политической, молодежной, этнической, гендерной и т.п. тематикам. Один перечень тем этих обсуждений занял бы, думаю, сдвоенный номер 'Альтернатив'.[vi] Как и в прошлом наибольшим присутствием и активностью выделялись латиноамериканцы (с резким увеличением числа участников из стран Анд) и западноевропейцы; несколько уменьшилось, по-моему, число североамериканцев, выросло представительство Азии, особенно Индии и Кореи. Восточная Европа и мусульманский мир (кроме Палестины) были жестко 'недопредставлены', показатели же присутствия России и Китая ассоциировались с цифрами, характеризующими плотность населения в Тибете или на Северной Земле.

И сама обсуждавшаяся тематика, и организация обсуждения и отсутствие обязательных 'всеобщих' решений, и сам дух обсуждения были, в основном, теми же, что и на прежних форумах[vii]. Шел настойчивый и глубокий поиск альтернативы миру, формируемому рыночным и имперским фундаментализмом; миру неравенства, дегуманизации и приближения - все более быстрого - к экологической катастрофе. И лозунги - главные, определяющие, не плакатные - оставались теми же: 'Другой мир возможен!', 'Мир - не на продажу', 'Stop it all!'. И облик Эрнесто Гевары оставался объединяющим символом форума (хотя число рубашек-портретов и уменьшилось).

Вместе с тем прошедшие два года - особенно война в Ираке, форум в Индии, переизбрание Bush*а (с буквой 'S' в виде свастики в иной транскрипции я этой фамилии на форуме не видел)? ход событий в самой Бразилии и в Латинской Америке в целом, само осознание оставшегося в прошлом 'детства' Движения - во многом изменили, мне кажется, настрой участников. Форум 'повзрослел' (это не касается возраста участников), задумался над уже сделанным (и, особенно - не сделанным), над реальностями своего будущего. 'ФСМIII'(2003 г.) был отмечен своеобразным духом праздничной, тревожной, 'спринтерской' мобилизации (в ускоренном ритме 'Вставай, страна огромная!', что ли). Ибо, вовсю ощущались еще инерция и эйфория избрания страной 'Красного президента'[viii], а с другой стороны - непосредственность угрозы надвигавшейся интервенции в Ираке. Что и создавало то особенное напряжение (и вместе с тем - веру в свои - и демократии - силы и возможности), которые разрядились беспримерными манифестациями февраля - марта 2003 г. в Западной Европе. И сопровождали ожидания первых месяцев президентства Лулы в Бразилии.

Вот этого эйфористически-напряженного настроя, этой ясности всеобщей цели, сейчас, пожалуй не чувствовалось. С одной стороны нет былого идейно-политического единства ('радикальное обновление!') бразильцев - участников форума[ix], с другой - операция 'Анти Буш' воспринимается сегодня уже не в духе единовременного порыва, но как долгосрочная стратегическая задача, требующая углубленного анализа и разработанной стратегии.

Это 'новое' своеобразно сказалось и на самом массовом мероприятии форума - Параде открытия. Если в 2003 г. он совмещал в себе боевую политическую манифестацию, провозглашение идеологического символа веры (плюралистического) и 'парад национальностей'; то в 2005 г. он куда больше напоминал (приближающийся) карнавал, 'антибушевский карнавал'. А 'серьезное' (традиционно-серьезное) ушло в палатки, Жигантинью (и, может быть, на некие закрытые заседания, где искались формулы консенсуса).[x]

3. Что являлось - или представляется мне - магистральным руслом поиска - поскольку речь шла о будущем самого Движения 'Суперпроблема': как двигаться от правильных слов, идей, совместных обсуждений, ежегодных встреч выражения и утверждения различий и плюрализма в единстве - к непрерывности действия. От провозглашения необходимости другого мира (критический анализ настоящего; вскрытие проблем и их проекция в будущее, в будущие; определение противника)[xi] - к разработке позитивной альтернативы этого мира, к строительству его конструкций. От 'protesta' - к 'propost'ë', но без ущерба для утопии.

Ощущение, что время для этого настало, что 'подготовительный' период, 'самого важного начинания XXI века' (У. Чавес) подходит к концу, ставя движение перед понятной дилеммой, носит весьма распространенный характер. Но это (оставим пока в стороне проблемы самоопределения движения и итогов его пятилетней деятельности) немедленно ставит второй главный вопрос : как? И основное русло дискуссии сразу же делится на несколько основных рукавов и множество более мелких протоков.

Один из них сразу же 'отходит в сторону', образуя нечто похожее на иную плоскость дискуссии, по сути дела, обращенную - буквой и духом - в прошлое, в XX и XIX века, а не будущее ('иной мир') истории и Движения. Здесь в центре обсуждения проблемы, категории, движения, теории, лозунги, субъекты, коренящиеся в истории давнего - и недавнего прошлого. И соответствующая семантика[xii]. Ехидно используя слова Лулы о том, что форум не должен ограничиваться ролью ярмарки идей, буржуазная пресса смакует наличие на её 'прилавках' идей и образов с 'истекшим сроком давности'[xiii]

Но это - между прочим, 'боковой придел'. Главная плоскость поиска - совсем иная. Сугубо схематически, 'пиратствуя'[xiv], я бы наметил 3-4 главные оси дискуссии, пересекавшие все границы 'тематических территорий' в поисках ответа на родной отечественный вопрос: 'что (и как) делать?'[xv] Итак, - как 'предоствратить превращение Форумов (и Движения в целом)в 'социальный Вудсток': мы танцуем, система решает' (Ф. Утар); как обеспечить 'непрерывность Движения' (между Форумами), превращение глобального гражданского общества 'образованного среднего класса' в постоянно действующий фактор глобальной политики, опирающейся на подлинно массовые движения.

1. Как преобразовать достигнутый социальный резонанс, утвержденный идеологический (делигитимизация неолиберализма), историческую (утверждение многолинейности развития), утвержденную унитарность и т.п. альтернативного движения[xvi] в силу политической (не партийной) трансформации, способную реально строить по возникающим из 'нет!' и 'да!' движения чертежам иного мира? Брать ли курс - и какой именно - на вторжение в отношения власти. Что говорят об этом реальные (не только радостные) итоги пятилетия? И в этой связи: не подлежит ли частичной ревизии первоначальная, 'нигилистическая' постановка вопроса о государственной власти (и политическом обществе) абсолютность противопоставления этой власти (исходно, по определению враждебной) - и гражданского общества - по определению своего. Или, скажем, напротив, следует еще больше подчеркнуть противостояние личности - установлениям власти, как магистральный путь к 'другому миру' (Дж. Халуэй)?

2 (Прямым продолжением предыдущего): какая сила современного мира должна, способна стать главным орудием изменения логики его развития, искомым субъектом политической трансформации мира - и самого движения. Какие изменения необходимы в этой связи в Движении? На какую группировку глобальных сил и тенденций должно в первую очередь опереться само АД?

Характерно, что как и в дискуссии по первому ряду вопросов и ответов - группировки не происходит (пока?) вокруг приевшихся антиномий прошлого 'революция - реформа'; 'вооруженный - или мирный - пути', 'партия - что-либо иное', (не говоря уже о разнофамильных 'измах' - и о конъюнктурно-политических разделительных линиях)[xvii] в дискуссиях о субъекте в центре - не привычные акторы последних десятилетий XX века.

Первое и, пожалуй, наиболее частое из предлагаемых решений вопроса подчеркивает необходимость значительного изменения баланса сил внутри самого АД - увеличения роли (и политизации) социальных движений - новейших, новых и традиционных, 'тех, за кем люди' - при определенном снижении роли 'тех, у кого деньги'[xviii] - бесчисленных, хотя порой отнюдь не многолюдных, неправительственных организаций.

Другие (по слухам - и Лула) делают ударение на необходимости более органического и широкого взаимодействия 'социальной левой' с прогрессивными (левыми, левоцентристскими и др.) правительствами и с некоторыми 'официальными' межгосударственными институтами (на это последнее АД, думаю, не пойдет). Для третьих (наиболее последовательно выступил за этот вариант президент Боливарианской Венесуэлы и, пожалуй, главный трибун форума - Уго Чавес) ядром, главной движущей силой преобразования (массификации, радикализации, реализации целей АД) Движения - и Мира (логики его развития) должен и способен стать 'Мировой Юг'. Речь идет о возврате к духу Бандунга и пафосу 'Триконтиненталь', о лозунгах типа 'Наша Полярная Звезда - это Юг'[xix], 'сейчас Север заинтересован в решении проблем Юга больше, чем Юг в Севере' и т.п. При этом кто-то предлагает 'не включать' в 'новый Юг' Китай (как общность с особыми интересами и целями); другие настаивают на альянсе Мирового Юга с Западной Европой, как наиболее реалистическом пути к 'другому миру': Конечно, говорить о несовместимости, альтернативности этих проектов и поисков не приходится. По сути, речь идет (пока?) об акцентах, о вариантах единой 'субъектной' альтернативы, во всяком случае - пока не происходит углубления в проблему социальной гегемонии. Не вызывает сомнения постоянная (и усиливающаяся - поскольку речь идет о большинстве) 'антибушевская'[xx] природа и направленность предполагаемого глобального субъекта движения и преобразования. Многие (но не все) более или менее прямо говорят о несовместимости подобного преобразования (да и самого выживания человечества) с логикой капитализма, хотя проблема эта на первый план реальной дискуссии выдвигается не часто. Точно так же как и проблемы роли пролетариата, партии, идеологического единства и многие иные. И уже не вызывает удивления, что в рамках дискуссий исходная 'конфессиональная' принадлежность - и в рамках марксизма и в рамках Христианской, Зеленой, социал-либеральной и иных 'церквей' играет все меньшую роль. (Чего, кстати, нельзя сказать о генерационных характеристиках: их разнонаправленное влияние ощущается постоянно).

Итак 1) необходимость/ возможность/ боязнь политизации;

2) определяющий субъект (политизации, Движения, перехода к иной логике развития);

3) Организационные проблемы Движения. По существу они просты (в отличии от предыдущих), что не делает их менее острыми. Речь идет о децентрализации (деконцентрации; термин 'демократизация' был с некоторым возмущением отвергнут) Движения, с переносом центра тяжести организационных решений в регионы[xxi]. Пока что - при строгом соблюдении принятой в 2001 г. Хартии АД. В скором будущем - с правом (региональных центров) трактовать положения Хартии, исходя из реального положения дел на местах.

По сути децентрализация в определенной мере означает (обозначает) и дебюрократизацию Движения: за пять лет руководящие его органы (в основном бразильского происхождения) почти не менялись. И, по-видимому, попросту не могли не набрать момент инерции[xxii].

В итоге после двухдневных прений Международным Советом Движения были приняты организационные решения, о духе которых говорилось выше. Следующий Всемирный Социальный Форум состоится в 2007 г. в одной из стран Тропической Африки. В 2006 же году в дни 'Давосского сбора' будут проведены региональные социальные форумы. Пока что точно известно время и место лишь одного из них - латиноамериканского (Каракас, конец января 2006 г.)[xxiii].

4. Все сказанное представляется чем-то вроде диагонали, пересекающей все 'тематически е пространства' Форума. Сама же конкретика предложенных и намечаемых действий возникла на стыке обсуждения 2500 проблем, 352 резюме этих обсуждений, вывешенных в последний день на 'стене форума', элементов консенсуса, совпадений[xxiv] по тем осевым направлениям, о которых только что говорилось. Кроме того, впервые за пять лет особой группой (ветераны) 'Мировым Форумом Альтернатив' был предложен Манифест, что-то вроде ориентирующей матрицы, призванной координировать и интегрировать действия участников и сторонников Движения в различных 'пространствах'[xxv].

Такая, реализуемая (в среднесрочной перспективе), способная мобилизовать и объединить действия десятков миллионов  и обеспечить переход от 'дебатов - к действиям' программа обсуждалась с лета 2004 года и непрерывно обогащавшаяся в ходе самого Форума. Уже к его средине среди участников циркулировал первый вариант предложений разработанный Мировым Форумом Альтернатив (МФА).

Предлагалась[xxvi] организация в 2005 г. шести всемирных компаний:

- против войны в Ираке и за мир в Палестине, Центральной Африке, Чечне; за демонтаж военных баз заграницей и за восстановление ОНН, как инструмента мира. Первой из соответствующих инициатив будет манифестация 20 марта 2005 г. против войны в Ираке;

- в защиту доступа крестьян к земле, в пользу аграрных реформ, обновленного крестьянского земледелия; против экспансии (господства, main-mise) агробизнеса, за продовольственную безопасность;

- за занятость, против ее дерегуляции и precarite, против перемещения рабочей силы, навязанного соображениями конкуренции и позволяющего еще большую эксплуатацию труда;

- против дискриминации (по половому, расовому и национальному признакам; включающей в себя принципы равенства мужчин и женщин, признание прав коренных народов мигрантов, сексуальных меньшинств;

- в защиту земли, климата, почв и, особенно, воды, как всеобщего достояния человечества;

- за развитие включающее уничтожение внешнего долга стран Третьего мира, упразднение 'налоговых раев' (убежищ), налогообложение финансовых спекуляций (налог Тобина); восстановление общественных служб, увеличение содействия развитию ('l'augmentacion de la cooperacion au development').

За полтора дня до закрытия Форума (в ночь с 29 на 30. I) лауреатом Нобелевской премии Пересом Эскивелем был впервые зачитан Манифест, 12 предложений, уточняющих и расширяющих, а в чем-то и 'смягчающих' первоначальные пункты.

Мы публикуем его отдельно (см. ниже)

Сравнение первоначальных предложений и Манифеста показывает и компромиссный характер окончательного документа (удаление упоминаний конкретных национальных ситуаций), и углубление, радикализацию его по некоторым общим направлениям, и больший, чем прежде, упор на проблемах и нуждах Юга.

Представляется, что именно этот Манифест, наряду с текстом, содержащим синтез дебатов (в 'тематических пространствах') и зачитанным при закрытии Форума женщиной-индианкой, белой девушкой и африканцем, стал своеобразным итоговым документом Форума и в любом случае, референтным пунктом' для дискуссий на форумах будущего.

Вновь отмечу, что заметки эти писались по личным впечатлениям и, отчасти, бразильским газетам; критических откликов мировых СМИ я пока не видал. Впрочем, определенная критика в адрес Форума раздавалась и в ходе его: недопредставленность социальных организаций труда, почти непредставленность городского субпролетариата; излишняя фрагментация тем и дискуссий, значительное снижение (по сравнению с 2003-04 гг.) удельного веса антивоенной и антиимперской тематики и т.д.

Обо всем этом, как и о белых пятнах 'географического представительства' (Россию поминали лишь в связи с ее отсутствием[xxvii]) - и о росте значения латиноамериканской тематики на форуме - еще будет случай поговорить.

Пока же подчеркну главное: Перепутье не тупик, элементы кризиса роста признак нормального развития, жизни в противовес ритуальному повторению раз и на всегда установленных истин. Не схоластические взаимообвинения группок, а десятки тысяч компьютеров, ручек, блокнотов молодежи трех континентов в переполненных палаточных аудиториях стали символом Форума.

Движение живет, ищет, не стагнирует, осознается как один из важнейших политических факторов современности (и основное русло развития мировой левой) - и упорно не желает следовать мудрости тех, кто пророчит ему неизбежный поворот на традиционные 'пути дороги', круги, раскол, агонию.

Манифест Порту- Аллегри

12 предложений для 'Другого возможного мира'

Со времени первого Мирового Социального Форума, проведенного в Порту-Алегри в январе 2001 г., феномен Социальных Форумов распространился на все континенты, на региональные и национальные уровни.

Форум способствовал возникновению планетарного публичного пространства граждан мира и их борьбы, выработке положений политики, альтернативной тирании, неолиберальной глобализации, навязанной финансовыми рынками и транснациональными корпорациями, вооруженным орудием которых выступает имперская мощь США.

Многообразие участников и в то же время солидарность акторов и социальных движений, которые его составляют, уже превратили альтерглобалистское движение в силу, с которой считаются по всей планете. Среди бесчисленных предложений, которые родились на форумах, большое число уже пользуется широкой поддержкой в рядах социальных движений.

Мы, подписавшие этот Манифест Порто-Алегри, выряжая свое строго личное мнение и ни в коем случае, не претендуя на то, чтобы говорить от имени всего Форума, обозначили (идентифицировали) двенадцать из этих предложений, котолрые в своей совокупности определяют смысл (содержание), выражают дух построения\ 'другого возможного мира'. Если бы они стали реальностью, это позволило бы гражданам мира начать, наконец, возвращение себе своего будущего. Мы вносим эти основополагающие пункты для оценки и обсуждения действующими участниками движения и социальных организаций всех стран. Именно они - на всех возможных уровнях мировом и континентальном, национальных и местных смогут с боями продвигаться вперед, ведя борьбу, необходимую для того, чтобы эти цели стали реальностью. Мы не питаем никаких иллюзий относительно того, что правительства и международные институты по доброй воле или стихийно реализуют эти предложения.

Другой возможный мир должен уважать право на жизнь всех человеческих существ посредством новых норм экономической жизни.

Поэтому необходимо:

1. Аннулировать внешнюю задолжность стран Юга, которая уже несколько раз выплачена ими и которая является для стран-кредиторов, финансовых центров и международных финансовых институтов самым действенным способом подчинения большей части человечества своей опеке и удерживания ее в нищете.

2. Применить международное налогообложение в отношении финансовых сделок, особенно поскольку речь идет о спекулятивных сделаках с валютой (налог Тобина); прямых зарубежных инвестициях; консолидированной прибыли транснациональных компаний; продаже оружия и производствах, которые ведут к существенному выбросу газов, вызывающих тепличный эффект.

3. Последовательно демонтировать все формы налоговых, юридических и банковских укрытий ('раев'), которые являются ничем иным, как прибежищем организованной преступности, коррупции, разного рода 'трафиков', мошенничеств, и средствами избежать налогообложения; преступных операций крупных кампаний и даже государств.

4. Поощрять (развивать) все формы справедливой торговли, отвергая правила 'свободного обмена', навязываемые ВТО и вводя в действие механизмы, которые бы позволили (чрез развитие производства товаров и услуг) последовательно продвигаться к выравниванию по верхнему уровню норм социальной защиты ( так как они установлены в конвенциях Международной организации труда) и защиты окружающей среды. Полностью исключить образование, здравоохранение, социальные службы и культуру из сферы применения Общего соглашения о торговле и услугах ВТО, Конвенция о культурном многообразии, обсуждаемая в настоящее время в ЮНЕСКО, должна открыто провозгласить приоритет права культуры над правом торговли.

5. Каждый житель планеты должен иметь право на занятость, на социальную защиту и на пенсии при уважении равноправия мужчин и женщин, что должно быть признано категорическим императивом национальной и международной политики.

6. Гарантировать право на продовольственный суверенитет и продовольственную безопасность каждой страны посредством поощрения развития крестьянского земледелия. Это предполагает полный запрет субвенций экспорта сельскохозяйственной продукции  в первую очередь из США и Западной Европы и возможность налогообложения импорта с целью помешать практике демпинга. Точно также каждая страна и группа стран должна обладать правом суверенного решения на запрет производства и импорта генетически модифицированных организамов, предназначенных для питания.

7. Запретить любой тип патентов на знание и на живые существа (люди, животные, растения), точно также, как приватизацию общего достояния человечества и, особенно, воды.

Другой Возможный мир должен поощрять совместную жизнь, основанную на мире, справедливости в масштабе человечества в целом.

8 Бороться в первую очередь за отличную от сегодняшней публичную политику, против любой дискриминации, сексизма, ксенофобии, антисемитизма и расизма, полностью признав политические, культурные и экономсические (включая собственность на натуральные ресурсы и права коренных народов).

9 Принять срочные меры, дабы положить конец разрушению природной среды и предотвратитьь угрозу серьезных климатических изменений, связанных с парниковым эффектом результатом в первую очередь, неконтролируемого распространения индивидуального транспорта и расточительного использования невозобновляемой энергии. Приступить к внедрению иной модели развития, основанной на сбережении энергии и на демократическом контроле над естественными ресурсами прежде всего, над пресной (питьевой) водой в масштабах всей планеты.

10 Потребовать демонтажа иностранных военных баз и вывода их войск из всех стран, кроме тех, которые действуют под четким мандатом ООН.

Иной Возможный мир должен утверждать и развивать демократию на всех уровнях: от соседского до планетарного.

Поэтому необходимо:

11 Гарантировать право на информацию и право информировать граждан посредством законодательства, которое:

А.) покончило бы с концентрацией масс-медиа в руках гигантских медиа-корпораций;

Б.) гарантировало бы автономию журналистов по отношению к владельцам акций;

В.) создавало бы благоприятные условия для прессы, не ставящей своей целью извлечение прибылей, в особенности, в форме национальных и международных советов, наблюдающих за средствами коммуникации.

12 Реформировать и демократизовать на всю глубину международные организации, включая ООН, добиваясь превалирования в них прав человека экономических, социальных и культурных в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека. Это подразумевает включение Мирового Банка, Международного Валютного Фонда и ВТО в систему и механизмы решения ООН. В случае продолжения нарушений норм международного права со стороны США перенести штаб-квартиру ООН из Нью-Йорка в другую страну, предпочтительно, Юга:



[i] Это - не журналистский штамп, но почти официальное название 'События' (Evento:)

[ii] Данные страницы - по настойчивому заказу редакции журнала - пишутся в ту же самую неделю, когда форум закончился. Какой уж там теоретический анализ:!

[iii] Единственный из Социальных форумов, на котором автор прежде участвовал. В этот раз (2005 г.) я присутствовал на форуме в двойном качестве - приглашенного (и стало быть - выступающего) от межрегионального движения 'Via Campesina' - 'Крестьянский путь' и ее 'лидирующей' организации - бразильского MST ('Движения безземельных крестьян'. И 'замещающего' представителя 'Альтернатив'.

[iv] От 'ближних' палаточных зон, от крытого стадиона 'Жигантинью' и от Молодежного лагеря.

[v] 'Десятки тысяч девушек и юношей, ученые с мировым именем, профсоюзные лидеры и вожди крестьянских организаций, : журналисты и политики, представители многих тысяч ONg планеты. На дискуссиях, в talleres и 'paneles' встречаются экологи и этнографы, борцы с голодом и за питьевую воду, пацифисты и приверженцы однополой любви, люди из движения солидарности и религиозного обновления, ребята из латиноамериканских комитетов городской бедноты и цвет интеллигенции Азии и Африки. 'Мобилизующий ритм барабанов, разноцветные полотнища, физиономии американского президента,

(продолжение сноски с предыдущей страницы)

облагороженные памятными усиками и челочкой. Встречаешь ( и - увы! - не всегда узнаешь) старых друзей - подпольщиков, парламентариев, партизан, священников, радикалов и либералов, коммунистов и диссидентов. И зачастую растворяя их всех в себе - молодежь, лица, пульсирующая энергия молодости планеты, жаждущей новых подходов и решений. Эта масса не подчинена каким-либо уставам, партийным дисциплинам, общим и обязательным для всех идеологиям. Нет (почти нет, еще нет, не видно) бюрократизирующихся аппаратов, нет официальных гимнов, униформ, сложившихся ритуалов, приветствий:' Так, прежде всего под этим углом, воспринимался Форум ровно два года назад:

(К. Майданик; Эрнесто Че Гевара, его жизни, его Америка., М. 2004 г., стр. 11-12)

[vi] И был бы, думаю, полезен - для осознания того, насколько мы, Россия 'выключены из истории' (Стругацкие); насколько чуждо нам то, что интересует и волнует всех.

[vii] см. статьи в 'Альтернативах' и МЭиМО. Кое-что все же изменилось - в сторону еще большей децентрализации: все обсуждавшиеся темы, семинары и т.д., были предложены, 'привезены' снизу (а не организаторами форума), не оплачивался приезд VIPs и т.п.

[viii] Вступление Лулы в должность произошло меньше, чем за три недели до открытия FSM-III.

[ix] Они разделены на безусловных сторонников политики Лулы (и, особенно, его самого как личности) тысячи маек 'С Лулой - на 100%'); критически-скептический сектор (быть может - мажоритарный) и левых противников 'социально-осторожной' линии администрации: многие десятки их подписали в дни форума заявления о выходе из ПТ, а выкрики 'диссидентов' вокруг 'Жигантинью' и в нем до сих пор давят на ушные перепонки.

[x] Впрочем ни тональности (демократической, основанной на взаимной терпимости), ни широты, ни глубины обсуждения все это не затронуло.

[xi] Неолиберальная практика в национальном и глобальном масштабе; империя; установка на вечность раскола человечества.

[xii] 'Мировой социальный форум = орудие европейского империализма'; 'или буржуазная или пролетарская идеология - иного не дано'; 'не обольщаться проявлениями межимпериалистического (включая Китай) соперничества и т.п.

[xiii] 'Zero Hora', 31.I. 2005 г.

[xiv] Один из латиноамериканских образов для дилетантства: пираты в основном 'снимали сливки' с побережий, редко заходя вглубь территорий стран и регионов.

[xv] Я сознательно отвлекаюсь от 'чисто - латиноамериканской тематики', которая, естественно, занимала значительное место в работе и дискуссиях форума.

[xvi] О термине, о большой научности и адекватности именно этой категории (при определении Движения) - см. 'МЭ и МО', №11, 2002, стр. 23-24

[xvii] Так и Лула и его оппоненты, и марксисты (более или менее традиционного толка) и католики выступают за политизацию Движения.

[xviii] Преимущественно, западно-европейского происхождения.

[xix] На иберийских языках - игра слов: 'Norte' означает не только Полярную (путеводную) звезду, но и Север.

[xx] Антиимпериалистический, антигегемонистский и т.п.

[xxi] Что по сути дела уже происходит в Западной Европе, Латинской Америке и до некоторой степени - в Южной Азии.

[xxii]<

Версия для печати [Версия для печати]




Copyright (c) Альманах "Восток"

Главная страница