Альманах
  Главная страница

 

Выпуск: N 3, июнь 2003 года

Жилкомхоз имени Чубайса

А. Фадеев

Мы, граждане России, как-то совершенно неожиданно оказались иждивенцами на шее у государства, доплачивающего нам за коммунальные услуги. Создается впечатление, что чиновники достают эти деньги из своего кармана. На самом же деле, очевидно, что карман наш. Фактически население полностью оплачивает потребляемые услуги, так как платит налоги. Главной причиной бедствий ЖКХ является не мнимое «иждивенчество» граждан, а изменение бюджетных приоритетов государства...

Блажен, кто верует: тепло ему на свете!

А.Грибоедов

Холодно, товарищи, холодно…

А.Блок

Пролог.

Начало 1990 года. Еще жив Советский Союз. Еще социалистический. Но уже скрипит по швам некогда могучее государственное здание, рушится под ударами умелых манипуляторов привычный, совсем недавно казавшийся вечным мир “совка”. Занимается багряная заря нового века, неразличимо плавно переходящая в закат.

Беспокойные умы мучаются вопросом, как бы половчее повернуть страну на путь нормального, цивилизованного, рыночного развития. Груды наивных и фантастических программ! Кипы прожектов безумных энтузиастов, модных писателей и остепененных ученых! В них мало здравого смысла и чувства реальности, зато в избытке подросткового задора, идеализма и жестокости. Их прогнозы несбыточны и смешны. Может даже показаться, что на самом деле никто и не знал, как будут обустраивать Россию. Но это впечатление неверно. В узких кругах, среди “своих”, без лишней демагогии и иллюзий определялись последние штрихи программы перестройки советской России в демократическую эрэфию. Вот выдержки из одного интересного документа того времени:

“К числу ближайших социальных последствий ускоренной рыночной реформы относятся:

- общее снижение уровня жизни;

- рост дифференциации цен и доходов населения:

- возникновение массовой безработицы.

Неравномерное накопление денежных накоплений по регионам и национальностям в результате приватизации может спровоцировать серьезные конфликты даже на национальной почве. Третье последствие реформы - появление массовой безработицы и высокая вероятность экономических забастовок в базовых отраслях промышленности и политических забастовок в крупных городах. Основными лозунгами этих забастовок будет недопущение роста цен, поддержание высокого уровня занятости, повышение заработной платы в соответствии с ростом цен и недопущение высокой дифференциации доходов.

В этих условиях правительству очень важно принять правильный тон по отношению к обществу: с одной стороны - готовность к диалогу, с другой стороны - никаких извинений и колебаний. Следует предусмотреть ужесточение мер по отношению к тем силам, которые покушаются на основной костяк мероприятий реформы, например, роспуск официальных профсоюзов в случае их выступления против правительственных мер, а также создание параллельных профсоюзов.

Очень важно дифференцировать меры в отношении рабочего движения: например, закрывать одну шахту из трех, сохраняя на остальных нормальные условия оплаты. Еще более предпочтительны меры, которые не ведут к полному закрытию предприятия, а к частичному сокращению численности на нескольких предприятиях.

Совершенно необходимы меры прямого подавления по отношению к представителям, реально не пользующегося поддержкой населения. С другой стороны, необходимо сохранять политические отдушины - плюрализм и гласность во всем, что не касается политической реформы.

Население должно четко усвоить, что правительство не гарантирует место работы и уровень жизни, а гарантирует только саму жизнь.

Сопротивление реформе широких масс связано с необходимостью осуществления в ее ходе жестких и непопулярных мер и неизбежных издержек, к которым следует отнести не только снижение уровня жизни, но и резкий рост, а главное - легализацию социально-экономической дифференциации, гигантские масштабы легальной спекуляции, а также связанное с ней "неправедное обогащение" отдельных лиц и социальных слоев, отмывание денег теневой экономики, вызывающее поведение нуворишей и пр. Вряд ли можно надеяться на поддержку местных органов власти, сформировавшихся в результате выборов. Во-первых, в большинстве регионов новые советы в значительной мере сформированы их местной номенклатуры. Во-вторых, местные советы с преобладанием демократов настроены в высшей мере популистки: обещания, данные избирателям в ходе предвыборной кампании, отнюдь не настраивают депутатов на поддержку жестких не популярных реформенных мероприятий.

На время проведения реформы (или, по крайней мере, ее решающих этапов) потребуется чрезвычайно антизабастовочное законодательство.

Следует учитывать, что нынешние масштабы демократического движения существенно превышают уровень распространения демократических представлений и ценностей в массовом сознании, в том числе о демократических началах функционирования экономики.

Наиболее болезненной проблемой для демократов и одной из главных линий раскола станет необходимость выражения своего отношения к неизбежным в ходе реформы антидемократическим мерам правительства (запреты на забастовки, контроль над информацией и пр.).

Следует ожидать ускоренной институционализации неолиберальной экономико-политической идеологии, политической основой которой станет часть нынешних демократических сил, наиболее твердо стоящая на позициях экономического реформирования. Данное течение будет поддерживать реформу в случае ее комплексного и последовательного характера, невзирая на непопулярные меры. В то же время узость социальной базы этого движения ставит под вопрос масштабы его возможного влияния на общественное мнение и, резко поляризуя политический спектр по социально-экономическому признаку, может стать источником дополнительной социальной напряженности в обществе.

Борьба вокруг реформы резко ускорит процесс институционализации политических течений в стране и организации соответствующей партийной печати, в которой правительственная политика будет подвергаться разнообразной и беспощадной критике, подрывая легигимность реформы. В этот хор вольются голоса местных печатных органов, контролируемых консервативными региональными властями или популистски настроенными советами.

Из сказанного следует как минимум два вывода. Во-первых, реформа или, по крайней мере, подготовка к ней общественного мнения должна быть начата как можно быстрее - до формирования мощной оппозиционной прессы, то есть, пока контроль за основной частью mass-media остается в руках правительства (не исключено, что с этой целью придется задержать принятие законов о печати и о политических партиях).

Во-вторых, в самое ближайшее время идеологам реформы из состава политического руководства страны необходимо поставить под свой контроль все центральные средства массовой информации. Следует иметь в виду, что непосредственное цензурирование публикаций и передач о реформе невозможно и даст скорее отрицательный эффект, поэтому основным рычагом управления должна быть кадровая политика.

Фундаментальным является противоречие между целями реформы (построение демократического хозяйства и общества) и средствами ее осуществления, среди которых не последнее место займут меры антидемократического характера.

Проведение реформы неизбежно потребует поддержания сложного политического и идеологического баланса между преемственностью реформы в ряду демократических преобразований после апреля 1985-ого года и отказом от прежних "перестроечных" программ и обещаний. Если преемственность требуется для сохранения у власти высшего политического руководства, что в свою очередь, необходимо для поддержания минимальной стабильности в стране, то без отказа от прежних лозунгов (разрыв преемственности) невозможно обеспечить необходимую для проведения реформы "свободу рук".

Не будет преувеличением сказать, что от степени успешности соединения этих противоположных начал зависит политическая судьба нынешнего руководства страны и самой реформы.

30 марта 1990 г. Ленинград”.

Надеюсь, длинная цитата не наскучила читателю. Давайте вдумаемся в эти поистине пророческие слова. Нам необходимо понять логику и стиль мышления того, кто готовил этот документ. Может быть, впоследствии это сослужит добрую службу. Осталось только добавить, что главным автором аналитической записки был повзрослевший мальчик с проспекта Энергетиков в Ленинграде Толя Чубайс.

“РКС – это не российские космические силы”

Год 2003 г. Давно уже канули в историю “путч” 1991 г. и октябрьское восстание 1993 г., позади либерализация цен и приватизация наиболее прибыльных предприятий страны. Настоящее страшно и уныло. А обилие всякого рода празднеств создает впечатление массового безумия. Тут тебе увеселительные мероприятия в связи с 300-летием города на Неве, перед которыми молодых людей, не желающих радоваться идиотским шоу, десятками калечил доблестный СОБР, тут и кумир протестной советской молодежи 70-х битлловец Пол Маккартни, поющий и пританцовывающий на Красной площади у могил выдающихся деятелей Советского Союза. Выбирай, что тебе по душе: Россия теперь свободная страна!

В конце марта 2003 г., уже получив законодательное “добро” на разрушение единой энергосистемы страны, глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс выступил с инициативой навести порядок в стремительно разваливающемся российском жилищно-коммунальном хозяйстве. Он объявил о создании гигантского холдинга “Российские коммунальные системы” (РКС), призванного возродить феникса-ЖКХ из пепла. Силы собраны немалые: РАО “ЕЭС России” (А.Чубайс), Газпромбанк, за которым стоит “Газпром” (А.Миллер), “Евразхолдинг” (А.Абрамов), банк “Еврофинанс”, ЗАО “Ренова” (В.Вексельберг), холдинг “Интеррос” (В.Потанин) и компания “Кузбассразрезуголь” (А.Мордашов). Предполагается, что новая компания по предоставлению коммунальных услуг будет учреждена к началу июня.

По официальным данным РАО “ЕЭС России” за период с 1990 г. по 2002 г. рентабельность электроэнергетики (отношение прибыли к себестоимости, выраженной в %) снизилась почти в пять раз с 36,5% до 7,5%. При этом рентабельность производства электроэнергии уменьшилась также в 5 раз – с 50% до 10,4%, а производство тепловой энергии стало убыточным (убытки за 2002 год по теплу составили 2,7 млрд. рублей (рентабельность - минус 3%).

Чубайс уверенно доказывал, что менеджмент энергохолдинга способен добиться в ЖКХ таких же блестящих результатов, как и в самом РАО "ЕЭС". “Я хочу напомнить, - заявил главный энергетик, - что мы примерно треть нашей продукции продаём ЖКХ. Естественно, по теплу – больше, по электроэнергии – меньше, но по общему объёму реализации это примерно треть продукции. Вместе с тем в этой сфере сосредоточено 2/3 наших долгов, более 40 млрд. рублей из 60 млрд. нашей задолженности. Это серьезнейший объём. И если мы с вами отвечаем за наш бизнес, если мы как менеджеры отвечаем перед нашими акционерами, мы обязаны выстроить технологию решения задачи взыскания этой задолженности”. “Технологию взыскания задолженности” намеревается выстроить и "Газпром": долг предприятий ЖКХ перед ним составляет около 6 млрд руб. Кроме того, население задолжало газовому монополисту почти 14 млрд. руб.

Основной специализацией компании РКС должны стать теплогенерация, транспорт тепла, транспорт электроэнергии, водоснабжение и канализация стоков, газоснабжение (газораспределение), оказание услуг по реализации энергии, тепла, ресурсосбережение, инжиниринговые услуги, технологический и энергетический аудит и консалтинг.

Таким образом, речь идет о формировании нового вертикально интегрированного холдинга, где будет представлена вся технологическая цепочка: от добычи сырья - газа ("Газпром"), угля ("Кузбассразрезуголь"), нефти ("Ренова") - до производства тепла и электричества (РАО "ЕЭС"), а также труб (Евразхолдинг) и проводов ("Ренова", "Интеррос"), по которым газ, горячая вода и электроэнергия поступают в жилые дома. Наличие среди акционеров холдинга банка "Еврофинанс" должно обеспечить проект деньгами и финансовым менеджментом. Такой “звездный” состав позволит РКС занять привилегированное положение крупных финансово-промышленных групп, уже действующих в России.

Предполагается, что РКС возьмут в аренду или доверительное управление объекты жилкомхоза, для чего в пилотных регионах будут учреждаться дочерние компании (холдингу будет принадлежать в них от 51 до 100% акций). Возглавит РКС заместитель председателя правления РАО "ЕЭС" Михаил Абызов, кризисный управляющий, который приобрел известность еще во времена энергетического кризиса в Приморье. Абызов славится тем, что ему всегда удавалось добиваться выполнения подписанных ранее договоров.

Структурно компания будет выглядеть так: 50% уставного капитала в 1 млрд руб. будут разделены между РАО "ЕЭС" (25%) и Газпромбанком (25%). Остальное между собой поровну (по 10%) поделят холдинг "Интеррос", банк "Еврофинанс", "Евразхолдинг", ЗАО "Ренова" и компания "Кузбассразрезуголь". Сообщается, что как только РКС заработает, то учредит дочерние предприятия в регионах, которые, собственно, и будут обеспечивать жителей России электричеством, теплом, водой и канализацией.

Переговоры об участии в эксперименте ведутся со многими областями. В их числе: Алтай, Кемеровская, Тамбовская, Тюменская, Челябинская, Ростовская, Омская, Новгородская, Нижегородская, Свердловская, Кировская, Тульская, Пермская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Костромская, Смоленская, Мурманская области, республика Удмуртия. Этот список может еще существенно измениться.

Что заставило руководителей крупнейших российских компаний России принять решение так тесно связать свой бизнес с коммунальным хозяйством, с этой, по выражению многих экономистов и политиков, “черной дырой” российской экономики? На кой ляд им сдались дырявые теплотрассы, ржавые котлы и прогнившие системы канализации? А может, на самом деле все не так уж и плохо? Может, при правильной организации бизнеса ЖКХ действительно принесет прибыль?

Канализация точка ру

Вот честно считаю, что в ближайшие 3-5 лет ничего более тяжелого и более острого перед страной просто не стоит. Холод - если кто понимает - это хуже, чем голод. Это - страшная штука.

А.Чубайс

В сфере жилищно–коммунального хозяйства циркулируют огромные средства. По данным Госкомстата стоимость услуг ЖКХ в 2002 году составила 554 млрд. рублей. Это действительно лакомый кусок для любого олигарха. 5% от ВВП все-таки! Потанин, уж на что не самый бедный человек, а и тот на 10%-ный пакет РКС прельстился.

В 2002 г. за услуги ЖКХ население заплатило около 292 млрд. руб. или 52,8% по сравнению со 170,6 млрд. руб. (47,4%) в 2001г. Бюджетные ассигнования на покрытие расходов выделены в размере 202,5 млрд. руб., или 36,5% при 129,1 млрд. руб. (35,9%) в 2001г. Таким образом, объем недофинансирования составил 59 млрд. руб., или 10,7%; в 2001г. этот показатель составляли 60,3 млрд. руб., или 16,8%.

Но жилкомхоз – это не только деньги, это почти 4000 предприятий, где работает полтора миллиона человек, это гигантские по протяженности коммуникации, огромное количество оборудования, миллиарды квадратных метров жилой площади. Состояние всего этого хозяйства катастрофическое. Износ основных фондов составляет 60-80%. За последние 3 года задолженность отрасли увеличилась в среднем на 14,3% и к настоящему времени дебиторская задолженность составляет 179,2 млрд. рублей, кредиторская – 269,7 млрд. рублей.

Объяснять неплатежи только тем, что региональные и местные власти нагло воруют полученные деньги или используют их не по назначению (хотя и без этого не обходится), не совсем верно. Дело в том, что сбытовые компании, работающие с населением и представляющие собой, как правило, государственные или муниципальные унитарные предприятия (ГУПы или МУПы), до последнего времени получали газ, тепло, электроэнергию по ставкам, значительно превышавшим льготный тариф для частных лиц. Предполагалось, что разница погашается из регионального или муниципального бюджета, где и без того денег ни на что не хватает. Кроме того, значительную часть денег, полученных от населения, ГУПы и МУПы должны тратить на ремонт и содержание своего полуразрушенного хозяйства.

Население из-за своей неплатежеспособности не в состоянии полностью оплачивает поставленные услуги. В результате ЖКХ использует средства, предназначенные для восстановления основных фондов, на погашение текущих платежей и, кроме того, не имеет источников для погашения  кредиторской задолженности перед бюджетом, поставщиками и персоналом.

По сравнению с 2001 годом в целом по России на 8,2 % выросла задолженность по заработной плате работникам предприятий ЖКХ и составила 4,5 млрд. рублей. В некоторых регионах она достигает 6–8 месяцев (Камчатская область, Республика Северная Осетия). Подобная ситуация сложилась именно вследствие недофинансирования предприятий из местных бюджетов и отсутствия собственных оборотных средств. К тому же, в процессе приватизации основных фондов предприятий ЖКХ муниципалитеты и муниципальные предприятия получили основные фонды по балансовой стоимости без амортизационного фонда, начисленного за период их эксплуатации. В результате у этих предприятиях сегодня отсутствуют средства, необходимые для формирования фондов развития. Как итог, отрасль является планово-убыточной. И не удивительно, что почти 70% предприятий ЖКХ по существу являются банкротами.

Чтобы как-то исправить ситуацию, нужны финансовые вливания в сумме 4,5-5 триллионов рублей. Но в обозримом будущем на такие средства рассчитывать не приходится. Их нет ни у государства, ни даже у олигархов. На помощь из-за рубежа тоже рассчитывать не приходится. В России уже были случаи, когда местные технические системы ЖКХ хотели перепоручить иностранным фирмам. Несколько лет назад администрация Перми начала подумывать, как бы всучить городское водоснабжение и канализацию кому-нибудь в аренду лет эдак на 20-30. Интерес было проявили швейцарские, английские, немецкие и французские фирмы, но вскоре одумались и поспешно ретировались. В прошлом году Госстроем были отобраны шесть городов: Малоярославец, Тверь, Волгоград, Краснодар, Казань и Уфа, для которых отыскали французских инвесторов, готовых взять имущество в концессию. Но вновь возникли трудности: состояние наших объектов не устроило привередливых французов. Оказывается, они не ожидали, что вкладывать придется так много. Оно и понятно, любой инвестор хочет, чтобы вложения окупились и желательно при этой жизни.

Российское жилищно-коммуальное хозяйство вполне возможно доживает последние дни. Как заявил заместитель председателя Госстроя Л.Чернышева: “Не будем решать проблемы ЖКХ сегодня - через год-два вообще все может рухнуть. Поэтому сегодня надо ломать через колено и загонять работать”. Вот только кто будет работать, и кто загонять высокий чиновник не пояснил.

Ностальгия по русской печи

Прошедшая зима наглядно продемонстрировала плачевность состояния систем жизнеобеспечения страны. К началу отопительного сезона 2002-2003 гг. паспорта готовности получили только 76% теплогенерирующих объектов ЖКХ. Результат не заставил себя долго ждать: более 1500 инцидентов и отказов в системах теплоснабжения населенных пунктов поставили на дыбы целые регионы. Было зарегистрировано 75 чрезвычайных ситуаций и крупных аварий на объектах ЖКХ в 38 субъектах РФ, что на 21% больше, чем в прошлом году. Даже в самом “благоприятном” центральном федеральном округе в 2002 г. количество чрезвычайных ситуаций на предприятиях ЖКХ увеличилось на 15%.

Чубайс так выразил реакцию верхов на кризисное прохождение страной отопительного периода: “Нынешняя зима всех встряхнула, потому что из-за аварий в ЖКХ 330 тысяч человек – 330 тысяч человек! – оказались зимой без тепла. Мы прекрасно понимаем, что, к большому сожалению, это только начало. Ситуация в ЖКХ не улучшается, а ухудшается. Предстоящей зимой она будет хуже”.

Аварии, прокатившиеся по всей России, оставили без тепла более трети миллиона людей. Примерам нет числа. Нынешней зимой в школьных классах Алтайского края температура не поднималась выше 15 градусов. В Пензе в результате прорыва теплотрассы оказались отключены от тепла сразу 384 многоквартирных дома. К счастью, из-за начавшейся оттепели не вышли из строя многокилометровый трубопровод и несколько тысяч батарей в квартирах. Можно сказать, повезло. Однако, по подсчетам властей, и без того городскому бюджету был нанесен ущерб, сопоставимый с годовой платой всех жителей Пензы за тепло.

В трех районах Карелии была объявлена чрезвычайная ситуация. В этом регионе холодные батареи не единственная напасть, от которой страдают жители. Массовое использование электрических обогревателей “порушило” электросети, в результате чего многие жители Карелии встречали Новый год при свечах и закусывали всухомятку (газ в Петрозаводске пропал в конце декабря). Более того, полопались водопроводные и канализационные трубы, и жителям 450 домов и пожилым, и детям в сильный мороз пришлось срочно озаботиться поиском мест на улице для отправления естественных надобностей.

Схожие события происходили в Валдае Новгородской области. Там детское отделение местной больницы пришлось эвакуировать в наркологический диспансер. Младенцев в родильном отделении отогревали грелками. Во многих домах температура в рождественскую ночь упала ниже нулевой отметки. Зимние холода создали проблемы и в других регионах России. Даже в относительно благополучном Нижнем Новгороде жители большинства многоэтажных домов вынуждены были мерзнуть в своих квартирах – температура там не поднималась выше +14 градусов.

В некоторых регионах, особенно на Дальнем Востоке, отсутствие нормального теплоснабжения зимой, перебои с горячей и холодной водой – многолетняя печальная практика, которая стала причиной массовой миграции населения в центральные районы России.

В число "критических регионов" по количеству сбоев в теплоснабжении вошли республики Карелия, Тува, Саха (Якутия) и Удмуртия, Алтайский и Красноярский края, Камчатская, Кировская, Костромская, Курганская, Ленинградская, Магаданская, Сахалинская, Ульяновская области, Корякский автономный округ, Иркутская область.

Тепловые сети не выдерживали даже намеренно пониженной температуры теплоносителя, взрываясь парящими фонтанами. И немудрено, ведь теплотрассы, являются наиболее уязвимым элементом системы теплоснабжения. Из 196,8 тыс. км тепловых и паровых сетей 39,3 тыс. или 20% - фактически аварийные. Общий износ теплосетей составляет 63%. Они же поглощают основные средства, выделяемые на отопление.

Средний срок службы теплопроводов, которые прокладывались в Советском Союзе, не превышает 15 лет. К тому же с начала 90-х годов работы по замене тепловых сетей практически прекратились, и износ накапливался более десятилетия. В результате среднегодовое количество аварий на теплотрассах достигло 2-х на 1 км теплотрассы в год, увеличившись примерно в двадцать раз с конца 80-х годов. Краха системы теплоснабжения страны ждать осталось недолго. По прогнозам специалистов, после достижения показателя – 3,5 аварии в год на один километр теплотрассы, коллапс централизованного теплоснабжения неизбежен.

Ветшание технических систем России, обеспечивающих жизненно важные потребности населения, всеохватно. Водопроводы не в лучшем состоянии, чем теплосети. Их износ по официальным данным составляет 65,3%, а потери воды достигают 25% притом, что 45% потребляемой воды уже не соответствуют санитарным нормам. Износ котельных в ЖКХ достиг 54,5%, сетей канализации – 62,5%, электрических сетей – 58,1%, водопроводных насосных станций – 65,08%, очистных сооружений водопровода – 53,86%, очистных сооружений канализации - 56,16%.

Сейчас широкое распространение получила практика аварийной замены отдельных участков тепловых сетей, когда работы выполняются на скорую руку, зачастую в неблагоприятных метеоусловиях и с нарушением технологии. Расходование средств при этом на порядок больше стоимости плановых мероприятий по капитальному ремонту и замене теплопроводов.

Все громче раздаются голоса о необходимости перехода от централизованной системы теплоснабжения к автономным источникам отопления (домовым котельным и газовым котлам для отопления отдельных квартир). Даже премьер-министр М. Касьянов посоветовал при строительстве нового жилья предусматривать их отопление от домовых или индивидуальных котельных. Ему вторит глава Госстроя Кошман, всерьез ставя задачу к 2010 году “осуществить массовый переход на локальное и автономное инженерное обеспечение жилой застройки, прежде всего, по теплоснабжению”.

Чиновники Госстроя России заявляют, что удовлетворены опытом применения в ряде городов систем поквартирного отопления. В ряде городов России по согласованию с Госстроем РФ проведено экспериментальное строительство многоэтажных жилых зданий с применением поквартирных систем теплоснабжения, в которых в качестве источников теплоты используются индивидуальные теплогенераторы с закрытыми камерами сгорания на природном газе. Заявляется, что применение поквартирных систем теплоснабжения подтвердило их высокую их эффективность, надежность и безопасность в эксплуатации.

При этом умалчивается, что средств на параллельное финансирование как централизованного отопления, так и создания локальных источников отопления явно не хватит. Стоимость прокладки одного километра теплотрассы составляет 200–700 тысяч долларов. А чтобы ликвидировать износ теплосетей в России, накопившийся за последние 10-12 лет, в самое ближайшее время нужно заменить около 120000 км отслуживших свой срок теплотрасс. Таким образом, только для ликвидации накопленного износа необходимо выделить не менее 30 млрд. долларов.

Что касается локального теплоснабжения, то, действительно, жители наиболее теплых европейских стран (Италии, Испании, Франции) предпочитают поквартирное теплоснабжение, для чего используют в основном настенные газовые котлы. Германия, Великобритания, Австрия наряду с поквартирными системами отопления активно развивают автономные домовые котельные. Однако и доля централизованного теплоснабжения в этих странах тоже значительна.

В европейских государствах с более суровым климатом использование системы централизованного теплоснабжения признано наиболее эффективным как с экономической, так и с экологической точки зрения. Страны Восточной Европы продолжают сохранять ее высокий удельный вес, доставшийся в наследство от социалистических времен. А скандинавские страны, в особенности Дания, с 70-х годов неуклонно сворачивают индивидуальное отопление в пользу централизованных источников. В Финляндии, например, к системам центрального теплоснабжения подключена примерно половина домов страны. В больших городах Северной Европы, таких как Хельсинки и Копенгаген, их доля превышает 90%.

Через четыре года здесь будет город?..

Жилищный фонд Российской Федерации составляет более 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны. Общая площадь жилищного фонда составляет 2,8 млрд. кв. метров. В среднем на одного россиянина приходится 19,7 кв. м площади. Свыше 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Пятая часть жилищного фонда (540 млн. кв. м) нуждаются в неотложном капитальном ремонте и реконструкции. Из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60%, где в настоящее время проживают 2 млн. человек.

Неуклонно растут объемы ветхого и аварийного жилья. Средний износ домов уже превышает 50% и подчас достигает критического (70%) износа.

Заместитель председателя Госстроя России Владимир Пономарев считает, что, “если строительство будет продолжаться такими же темпами, нам не миновать кризиса”. Оно и понятно! Ведь только на строительство нового жилья взамен сносимого дополнительно придется изыскать 12-15 млрд. долларов в год. А выделяется на эти цели лишь около 2 млрд. долларов. Надо еще учитывать, что парк строительных машин в подрядных организациях только за последние три года сократился почти на треть.

Сегодня по вводу жилья мы находимся на уровне 50-х годов прошлого века. Максимальный для России (РСФСР) ввод жилого фонда был в 1986 году и составил 76 млн. кв. м. С 1986 года по 1990 год было введено 343 млн. кв. м жилья, а с 1996 года по 2000 год – всего 160 млн. кв. м., т.е. в среднем по 32 млн. кв. метров в год. В 2002 году введено в действие 33,8 млн. кв. метров общей площади, при этом около 50% введенного жилья построено за счет средств, индивидуальных застройщиков. Рост незначительный: 106,5 % к уровню 2001 года, а самое главное, что такой объем ввода позволяет обеспечить жильем лишь 1,5 % населения России.

Тем более странным кажется оптимизм чиновников Госстроя, которые планируют, что “абсолютные объемы ввода жилья, с опережающим ростом доли индивидуального, должны уже к 2005-2006 годам составить не менее 70 млн. кв. метров в год”. О каком “опережающем росте” идет речь? Те из “частников”, кто мог купить новое жилье или построить его, это уже сделали. Таким образом, источник “индивидуального” финансирования иссякает. Для большинства граждан России новая квартира становится невыполнимой мечтой, равно как и планы Госстроя “в 2-3 раза увеличить объемы ввода нового и реконструированного жилья, полностью отвечающего требованиям энергосбережения, экологических и других норм”.

За исключением Москвы ситуация с жилым фондом городов России катастрофическая. Взять, например, Санкт-Петербург, где 94 млн. кв. м жилья. Если даже оценивать его по заниженным ценам - 200 долл. за кв. м, получится более 18 млрд. долл. Износ составляет как минимум 1% в год. Таким образом, цена ликвидации только текущего износа составляет 180 млн. долл. А компенсируется за счет города и населения вместе взятых около 30 млн. Не удивительно, что после этого рушатся целые подъезды домов, погребая под собой жителей.

 

Дура Лекс

Все вышеупомянутые проблемы отнюдь не исчерпывают список незаживающих язв ЖКХ. Но среди них есть одна особенно значимая и неведомая до последнего времени - это “избыточное” количество льготников. Президент Путин так сформулировал свое видение вопроса: "80 млн. человек пользуются льготами. Не уверен, что все они пользуются льготами в соответствии со здравым смыслом". “Здравый смысл” главы государства и большинства членов Федерального Собрания подсказал им принять закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".

В соответствии с законом дотации предприятиям ЖКХ ликвидируются; взамен бюджеты всех уровней начинают выплачивать субсидии малоимущим. В 2005 году федеральный бюджет перестанет помогать значительной части нынешних льготников - их судьбу будут решать регионы. Понятно, что большинство бедных и средних регионов от льгот поневоле откажется. Ведь уже сейчас ни в одном регионе (!) затраты, связанные с предоставлением гражданам субсидий и льгот на оплату ЖКУ не компенсированы полностью. Взять, например, Красноярский край. Здесь субсидии в Енисейском районе выплачиваются на 67,3 %, в Назарово и Лесосибирске – на 45, в Боготольском районе – на 2,7%, в Тасеевском районе – на 1,7%.

Объем помощи из федерального бюджета регионам рассчитывается по федеральному стандарту доли населения в оплате коммунальных услуг. Сегодня он равен 90%. Законом закрепляется практика, согласно которой этот стандарт является единым для всей страны. И в соответствии с планами правительства в следующем либо в 2005 году все регионы одновременно перейдут к 100% оплате и перестанут получать федеральную помощь на дотации.

Глава Госстроя Николай Кошман свою поддержку закона объяснил в частности тем, что раньше ежегодно ЖКХ страны “теряло” около 40 млрд. руб., финансируя льготников. С резким сокращением числа льготных категорий эта нагрузка значительно ослабнет. Закон позволит существенно сэкономить на выплате субсидий нуждающимся: им теперь планируется выделять лишь 16,3 млрд. руб. ежегодно. Согласно новому закону, если доля расходов на ЖКХ в доходе семьи превышает установленный стандарт (сейчас 22%), то семья имеет право на субсидию. Все остальные граждане в перспективе будут оплачивать 100% услуг (сейчас государство оплачивает до 40% их стоимости через дотации предприятиям ЖКХ). По прогнозам правительства, за получением субсидий обратятся около 20% семей (примерно 10 млн. семей или 32 млн. человек). Таким образом, получается, что в среднем необеспеченная семья получит вспомоществование на оплату услуг ЖКХ в размере 130 рублей в месяц. Эта подачка, прямо скажем, мало чем сможет помочь, принимая во внимание существующий уровень цен и непрекращающийся рост тарифов.

Надо учитывать, что доля семей, имеющих право на получение субсидий, может оказаться (и окажется!) гораздо больше, чем 20%. В этом случае величина субсидии в пересчете на одну семью составит совсем уж неприлично смешную сумму! Избежать наплыва желающих получать субсидии будет непросто. Чтобы платить за квартиру меньше, нужно будет предъявить справку о том, что доход семьи не превышает прожиточного минимума. Но ведь на многих предприятиях, где реальные доходы скрываются от налогов, можно взять справку, которая покажет зарплату в несколько раз меньшую, чем на самом деле. Как предполагают реформаторы преодолеть это препятствие? Под силу ли им это? Оказывается, проблема вполне решаема! Надо лишь организовать эффективную систему кляуз и доносов. Тем более что уже есть передовой опыт Красноярска. Там специально для выявления недобросовестных горожан созданы 8 конфликтных комиссий. Они-то и будут решать: кто лжет, а кто говорит правду. А в помощь им местные чиновники призывают соседей и родных. Если Вы платите за квартиру больше соседа, но точно знаете, что зарплата у него выше - сообщите об этом по телефону доверия в милицию, предлагают в мэрии. Это будет называться “общественный контроль за злостными неплательщиками или людьми, подающими в центры субсидий неверные сведения”.

Итак, квартплата вместе с оплатой коммунальных услуг не должна превышать стандарта максимально допустимой доли расходов в совокупном доходе семьи (на сегодня это 22 процента от совокупного дохода). Но закон оговаривает, что этот принцип работает только в пределах социальной нормы жилплощади, все излишки будут оплачиваться по полным ставкам, независимо от того, бедная семья или богатая.

Что делать небогатым семьям, которые не справятся с оплатой просторных квартир? Гуманный закон обязал местные власти помогать таким семьям … переезжать в более скромное жилье. А если соответствующее заявление на обмен уже подано, семья может до переезда за лишние метры не переплачивать. Ваша доброта не знает границ, господа депутаты!

“Специалисты” по ЖКХ в своих комментариях закона полны оптимизма. Сергей Сиваев, директор направления городского хозяйства Института экономики города, успокаивает: “2002 год был экстремально серьезным. Население стало платить за ЖКХ в среднем на 80% больше. Но мы пережили этот год. Даже если у бюджета не найдется денег на льготников, дальше будет легче, чем в 2002 г. Крупное повышение цен возможно только на газ и свет”. Действительно, какая мелочь: “только на газ и свет”! А, между тем, ясно, как божий день - запланированное повышение тарифов приведет к тому, что владение квартирой станет по карману далеко не каждому.

По данным Госкомстата, в третьем квартале 2002 года доходы ниже прожиточного минимума получили 27% россиян. Это означает, что почти треть населения в России живет за чертой бедности. А, следовательно, электрический свет в квартире после повышения тарифов может стать для них непозволительной роскошью.

В ходе реформы РАО "ЕЭС России" повышение цен на электроэнергию неизбежно, и по некоторым расчетам тарифы могут вырасти аж в 4 раза. Если еще и цены на газ поднять до $50 за кубометр, как предлагает "Газпром", то стоимость электричества вырастет настолько, что оплачивать ее станет не под силу большинству потребителей. Уже сейчас многие просто не в состоянии платить по счетам. Задолженность населения к настоящему времени превышает 40 млрд. рублей. Так, например, уровень неплатежей в Магаданской области составляет 40 %, а на Камчатке – все 50%.

Представители крупного бизнеса настроены в отношении закона более критично: “К сожалению, через год будут выборы, поэтому льготы на год сохранены - заявил первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев -, а потом опять кто-то будет думать о выборах, и льготы, видимо, так и останутся. Бизнесу будет неинтересно инвестировать в ЖКХ. Я уверен, что люди могут платить 100% за жилищно-коммунальные услуги. Жилье как хлеб. Его покупают все, но разного качества и разной стоимости”. Дескать, никуда не денетесь, граждане: замаячит угроза выселения и заплатите, как миленькие. Тем более, что на вопрос, как быть с теми, у кого от советских времен осталась слишком шикарная жилплощадь, в законе дан четкий ответ. Если оплата жилья по договору социального найма не производится в течение шести месяцев, неплательщики подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением жилого помещения по нормам общежития. Проще говоря, будут переселять в “общаги”. Вопрос в том, хватит ли их на всех “злостных неплательщиков”. Судя по сумме задолженности населения и уже запланированному скачку тарифов, наверняка, нет! Результатом такой политики, станет резкое увеличение армии бомжей. “Призыв” в эту армию, в отличие от настоящей, будет осуществлен с большим перебором.

Рьяный сторонник “реформы” ЖКХ губернатор Саратовской области Аяцков, захлебываясь от негодования, провозглашает: “Сегодня нужно разрушить коммунистическо-социалистическую систему ЖКХ. Ликвидировать в одночасье. И создать истинно рыночные услуги для народа”. А на вопрос о возможности массовых выселений людей из их квартир, не сомневаясь, отвечает: “Это ждет всю Россию. Может быть, это надо говорить с сожалением. Но мы от этого никуда не денемся”.

Лишний раз можно подивится безмерному цинизму и лживости власти, когда глава Минфина РФ Алексей Кудрин заявляет, что реформа жилищно-коммунального хозяйства "не будет проводиться за счет населения и снижения его реальных доходов", учитывая необходимость "защиты наиболее нуждающихся граждан".

“Перестройка” сложившегося еще в советские времена жилищно-коммунального хозяйства вызывает законные протесты и недоумения. Депутат Государственной Думы Сергей Митрохин резонно заметил: “Почему попытка государства переложить свои обязательства на граждан называется “реформой”, не очень понятно – гораздо больше это напоминает очередное узаконенное ограбление. Мы, граждане России, как-то совершенно неожиданно оказались иждивенцами на шее у государства, доплачивающего нам за коммунальные услуги. Создается впечатление, что чиновники достают эти деньги из своего кармана. На самом же деле, очевидно, что карман наш. Фактически население полностью оплачивает потребляемые услуги, так как платит налоги. Главной причиной бедствий ЖКХ является не мнимое “иждивенчество” граждан, а изменение бюджетных приоритетов государства... Другая цель чиновничьего мифа – снять с государства все финансовые обязательства в сфере ЖКХ. Раз население “недоплачивает” за коммунальные услуги, то необходимые деньги надо взять у него. А государство здесь ни при чем: объем бюджетных средств, не направленных им за минувшие 10 лет на ремонт теплосетей, подсчитывать никто не собирается”.

Чтобы принять закон в Госдуме в третьем чтении, его пришлось четыре раза переголосовывать, – и в итоге он был принят с перевесом всего в один голос. Первые два чтения законопроекта вместе с Минэкономразвития пролоббировали в Думе структуры, близкие к РАО “ЕЭС России”. Сама президентская администрация до третьего чтения оставалась сравнительно индифферентной к потугам Правительства и руководителей энергомонополии. Однако после презентации на заседании совета директоров РАО "ЕЭС" проекта федеральной компании “Российские коммунальные системы” (РКС) в президентском окружении наконец определились в поддержку закона, что и обеспечило ему успешное прохождение.

 

РКС: команда на взлет

Заявление олигархов и, прежде всего Чубайса, о том, что они, создавая холдинг “Российские коммунальные системы”, готовы привлечь 500 млн. долл. в российское ЖКХ, удивило многих. Неужели дождались?.. Неужели происходит перерождение полукриминального крупного бизнеса, и он готов рискнуть своими капиталами ради благородной и патриотической цели – спасти гибнущий жилкомхоз России? Конечно, 500 млн. для такого огромного хозяйства - капля в море, но ведь это только начало!.. Дальше будет больше!

Правда, у людей знающих тут же возникают сомнения. Абсурдно выглядит ситуация, когда совет директоров РАО ЕЭС сначала принимает финансовый план на 2003 год с дефицитом 2,5 млрд. рублей и тут же решает потратить деньги на компанию, где у РАО будет всего лишь миноритарная доля. На сегодняшний момент изношенность многих энергосистем в РАО уже превышают 80% и компании позарез нужны инвестиции около $100 - 120 млрд. Где А. Чубайс сможет взять полмиллиарда долларов на реформу ЖКХ, если он до сих пор не может найти деньги на восстановление изношенных фондов по линии РАО ЕЭС? В Газпроме ситуация не лучше, к тому же его внешний долг составляют огромную сумму - 14.7 млрд. долларов, и угроза банкротства, по некоторым данным, всерьез стоит перед газовым гигантом.

Жалко расставаться с приятными иллюзиями, но не стоит приписывать этой публике патриотические намерения. Вкладывать собственные средства в ЖКХ никто не будет!

На пресс-конференции, где впервые было объявлено о рождении холдинга, Анатолий Чубайс заявил, что уже договорился о привлечении инвестиций в размере 500 млн. долларов. Позже была названа сумма 700 млн. Однако еще позже выяснилось, что РАО "ЕЭС" и "Газпром" собираются вкладывать в холдинг не деньги, а непогашенные долги коммунальщиков (только РАО "ЕЭС" они задолжали 40 млрд. рублей). То есть РКС попросту заберут за долги у местных властей часть имущества. Кроме того, предполагается, что поступят средства от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирного банка (ВБ). Правда, не сейчас, а году эдак в 2005 или 2006. Короче, после моросящих осадок в четвертый день недели. Пока же можно рассчитывать только на бюджетные средства, тем более, что на заседании совета директоров РАО, когда было одобрено участие компании в капитале РКС, именно этот источник фигурировал в качестве основного. Да еще на деньги “Еврофинанса”, которые, по сути, тоже принадлежат государству, поскольку банк является “дочкой” Внешэкономбанка, Внешторгбанка и “внучкой” ЦБ. Разработчики концепции не устают повторять, что главное в проекте не деньги, а опыт антикризисного управления, приобретенный менеджерами РАО за последние четыре с половиной года. По словам Чубайса: “Инвестиции не будут первым шагом. Первым шагом будет элементарное наведение порядка, выстраивание бизнеса. Невозможно осуществлять миллионные инвестиции, когда сбор платежей в ЖКХ составляет 40-50%”.

Но и те непогашенные долги ЖКХ, которые олигархи как бы собираются привлечь на его развитие, они бы вряд ли подумали вложить в жилкомхоз без четких гарантий государства. 15 мая первый зампред Госстроя Сергей Круглик заявил, что его ведомство планирует поддержать инвесторов бюджетными гарантиями. Госстрой уже в этом году намеревается создать Агентство по гарантированию инвестиций в ЖКХ, чтобы в следующем приступить к выдаче первых гарантий инвесторам. Гарантировать возврат средств будет федеральный бюджет, а объем гарантий составит 2 - 3 млрд. руб. ежегодно. Кто подразумевается под инвесторами понять не трудно: кроме РКС мало кто желает заниматься возрождением загибающейся коммуналки. Сложнее объяснить другое: почему Госстрой еще совсем недавно устами своего главы вещавший о том, что "не может быть двух хозяев в одной структуре", а деятельность РКС неминуемо приведет к массовым банкротствам предприятий ЖКХ, вдруг меняет свою позицию на 180° . И не просто меняет, а прямо-таки рвется поручиться за РКС своими собственными скудными средствами. Теперь Н. Кошман говорит по-другому: “Я очень положительно отношусь к его (Чубайса – А.Ф.) инициативе, ведь мы бьемся над тем, чтобы в ЖКХ пришли инвестиции, это наша инициатива, поэтому для меня это было приятное событие. Я думаю, Госстрой не может сейчас проявлять никаких амбиций, потому что у нас нет денег”. Но только ли в деньгах дело? Очень похоже, что госстроевские чиновники просто взяли под козырек, поняв, что ветер дует из Кремля.

Сама цель создания холдинга РКС формулируется очень общо и нечетко. Несомненно одно: преобразовать ЖКХ в прибыльное рыночное предприятие в настоящее время невозможно. Сам Чубайс достаточно откровенно говорит об этом: “Очевидно, что, кто бы ни стал хозяином ЖКХ, плата за воду, газ и электричество будет расти. Во всем мире коммунальные услуги стоят очень дорого. А в нашей стране они по определению должны быть дороже, чем на Западе. В России и зима холоднее. И трубы растянуты на километры, так, что больше половины тепла уходит в небо, а половина воды - в землю. Если все трубы заменить, действительно можно получать прибыль, но на это нужны деньги и время”.

Что же это получается? Зачинатель РКС прямо признается, что создаваемая им структура не будет приносить доход, ведь замены “всех труб” в обозримом будущем не предвидится. Таким образом, РКС - это не просто коммерческое предприятие, которое по определению ориентировано на получение прибыли. Прежде всего, это предприятие политическое! Как рассказывает сам Чубайс, в марте на встрече с президентом Путиным “мне еще раз (!) было сказано: “У нас впереди не просто зима, а зима, связанная с серьезнейшими политическими событиями”. Таким образом, мы вряд ли ошибемся, если предположим, что создание РКС – результат продолжительных переговоров президентской администрации с избранными представителями крупного бизнеса. После того, как договоренность была достигнута, административный ресурс помог и в протаскивании выгодного для Чубайса закона об оплате услуг ЖКХ и в укрощении главы Госстроя Н. Кошмана, попытавшегося было сопротивляться его планам.

Ситуация представляется следующим образом. Задача олигархов, объединившихся в РКС – по возможности не допустить крупномасштабных сбоев в “большой” энергетике и ЖКХ в будущий отопительный период, совпадающий по времени с выборами в Государственную Думу и президентской избирательной компанией. Со своей стороны администрация президента не только “помогла” принять закон об оплате услуг ЖКХ, но и гарантировала возвращение через Госстрой возможных в будущем финансовых потерь олигархов в российской “коммуналке”. По сути, эта гарантия означает, что президент и правительство обязуются отбросить “популизм” и твердо встать на путь своевременной индексации (то бишь повышения) тарифов дабы “инвесторы”, не дай Бог, не понесли убытки, которые государство вынуждено будет возмещать.

В конце концов, этот бизнес может стать очень выгодным и РАО и для руководства "Газпрома". Уже на первом этапе пришедший в ЖКХ крупный бизнес, скорее всего, просто приватизирует более или менее привлекательные активы, все еще остающиеся в этой сфере. Вместе с тем, РКС получает контроль над гигантскими финансовыми потоками - единственным ценным активом в российских условиях.

Восславим царствие …Чубы

Последствия будущего отопительного сезона в виду его политического значения вызывают у властей и олигархов оправданные опасения. Как сказал сам Чубайс: “Надо принять исчерпывающие меры, чтобы в самые сжатые сроки переломить ситуацию, тем более, что мы вступаем в период выборов нового состава Государственной Думы и Президента Российской Федерации. Нет сомнений, что в этот период времени интерес к проблемам ЖКХ будет повышенным, и кто-то попытается использовать наши недоработки в своих политических целях”. Госстрой уже проводит активную “предвыборную” работу, сосредотачивая в критических районах, где этой зимой почти наверняка произойдут крупные аварии, финансовые и материально-технические ресурсы. Эти мобилизационные мероприятия на самом деле не что иное, как латание дыр, призванное отсрочить на время выборов Государственную Думу и президентской избирательной компании неизбежный крах технических систем ЖКХ. Спешно собираются оставшиеся материальные резервы, чтобы максимально быстро реагировать на неизбежные аварии и чрезвычайные ситуации, не допустить массового недовольства в такой неподходящий момент. Госстрой и РАО ЕЭС уже создали рабочую группу, которая будет решать "вопросы ответственности", в частности, по подготовке к работе в зимних условиях. Со стороны Госстроя группу возглавил первый заместитель председателя комитета Сергей Круглик, со стороны РАО "ЕЭС" - заместитель председателя правления энергохолдинга Михаил Абызов, являющийся одновременно председателем совета директоров РКС.

Создание РКС является для Чубайса новым большим проектом государственного масштаба, который позволит ему закрепить за собой возможность выхода на правительство и президента РФ, а также и далее быть одним из наиболее влиятельных представителей бизнес-элиты страны.

“Все политические проекты электроолигарха – справедливо утверждает депутат Государственной Думы С. Митрохин, - направлены на одну конкретную цель: захват "объекта собственности" под названием Россия. Для этого надо либо стать президентом, либо "переформатировать" систему власти в стране таким образом, чтобы пост главы супермонополии стал в чем-то поважнее президентского. Правда, рассчитывать, что народ когда-нибудь проголосует за данного кандидата добровольно, не приходится. Что ж, не хочет добровольно - придется организовать это по-другому… Выходит, путь к верховной власти может пролегать не через завоевание народной любви, а через контроль над основными системами жизнеобеспечения страны. На данном этапе – за счет присоединения к энергетике еще и ЖКХ… Тотальный контроль над системами жизнеобеспечения способен принести не только новые доходы, расширяющие политические ресурсы главы РАО "ЕЭС России". Главное – переход под его полный контроль систем, от которых зависит повседневная жизнь каждого человека. Что влечет за собой неисчерпаемые возможности манипулировать настроениями и самочувствием людей в преддверии любых выборов”.

Эпилог

О скором крахе технических систем жилищно-коммунального хозяйства России специалисты говорят в один голос. Работники “Ленэнерго”, приглашенные в качестве экспертов при проведении уголовного дела по авариям на теплотрассах Карелии, не сомневаются, что, если не принять экстренных мер, уже в 2004 г. количество чрезвычайных ситуаций возрастет на порядок. Отсутствие теплоснабжения, сбои в электро- и водоснабжении, канализации жилых домов, детских садов, школ, промышленных предприятий приведут не только к многочисленным случаям "холодной" смерти, но и гигантской вспышке известных и позабытых инфекционных заболеваний. При нынешнем состоянии системы здравоохранения это неизбежно. (В Твери, например, только отсутствие горячей воды привело к этому результату. В Саранске в 2000 г. из-за не столь уж длительной задержки начала отопительного сезона в школах и детских садах заболели более 30 процентов детей и преподавателей).

Количество людей, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде уже сейчас исчисляется миллионами, а если здания не отапливать, то большинство наших домов в считанные годы “посыпятся” как карточные домики и станут непригодны для жизни. Вот вам уже миллионы бомжей, обреченных на скорую смерть. Предположим даже (хотя навряд ли), что какой-то части удастся установить в домах поквартирное газовое отопление, обеспечив подводку газопроводов. Но остальным-то куда деваться? Дров для буржуек на всех не хватит! Источники внутренней миграции тоже не спасут: Москва, как известно, не резиновая, а деревня всех просто не прокормит. Работа промышленных предприятий и государственных учреждений в этих условиях будет невозможна (Во Владивостоке во время перебоев в теплоснабжении прекращали функционировать даже суды). Большинству городских жителей без современных систем жизнеобеспечения не выжить!

Такая картина может показаться фантастической или паникерской. Но, неумолимое ветшание основных фондов не оставляет других вариантов развития событий. Документ, приведенный в начале статьи, носит красноречивый заголовок “Жестким курсом”. Вряд ли можно сомневаться, что теперь уже готова следующая аналитическая записка “Жестким курсом - 2”. В ней так же спокойно и деловито перечисляются основные меры, которые предстоит предпринять, чтобы нейтрализовать стихийное движение протеста замерзающих людей. И, если в предыдущем документе упор делается на то, чтобы население усвоило, “что правительство не гарантирует место работы и уровень жизни, а гарантирует только саму жизнь”, то здесь, несомненно, будет провозглашен отказ и от этой последней гарантии. Гарантировать большинство демократических свобод Чубайс отказался уже в 1990 г. Но волноваться не стоит: одну свободу он обязательно оставит – священную, неприкосновенную свободу умирать

Версия для печати [Версия для печати]




Copyright (c) Альманах "Восток"

Главная страница