Альманах
  Главная страница

 

Выпуск: N 10(22), октябрь 2004г

Почему Хрущев потерял власть

Рудольф Пихоя

Беспрецедентность отставки Хрущева (а если называть вещи своими именами - успеха заговора по смещению первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева) порождает закономерный вопрос - как это стало возможным? В поисках ответа на этот вопрос нельзя пройти мимо отношений между Хрущевым и министерством внутренних дел и КГБ.
К 40-летию снятия Н.Хрущева

Почему Хрущев потерял власть:  
МВД и КГБ
 

  Пихоя Рудольф

Беспрецедентность отставки Хрущева (а если называть вещи своими именами - успеха заговора по смещению первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева) порождает закономерный вопрос - как это стало возможным? В поисках ответа на этот вопрос нельзя пройти мимо отношений между Хрущевым и министерством внутренних дел и КГБ.

После ареста Берии его первый заместитель С. Н. Круглов получает пост министра. Выше мы уже приводили свидетельства того, что многие из сотрудников МВД восприняли устранение Берии как сигнал к восстановлению порядков сталинского времени. Однако положение было вовсе не так однозначным, как сгоряча показалось участникам собраний по осуждению Берии. С одной стороны, в МВД были возвращены ряд предприятий - Главспецстрой и Главпромстрой (впрочем, не на долго), с другой - продолжалась чистка его сотрудников, обвиненных в тесных связях с Берией. Уже в конце августа 1953 г. руководство МВД докладывало в Президиум ЦК о работе по чистке аппарата министерства и руководителей областных управлений МВЛ. Ряд прежних руководителей были отданы под суд, были приговорены к смертной казни или к длительным срокам заключения.

Несомненно и то, что влияние именно этого министерства, которое было обвинено в репрессиях 30-начала 50-х годов неуклонно падало. 12 марта 1954 г. был образован Комитет государственной безопасности при Совмине СССР. Его председателем назначили И. А. Серова, многолетнего заместителя министра МВД, в последние годы - с начала 1953 г. - заместитель Берии, а затем - и С. Н. Круглова. Ряд функций прежнего МВД уходят в КГБ. В 1955 г. указом Верховного Совета СССР было создано министерство внутренних дел РСФСР. Напомним, что Российская Федерация в течение последних тридцати лет не имела своего министерства внутренних дел (НКВД РСФСР был упразднен в декабре 1930 г. )

В начале 1956 г. , накануне ХХ съезда, С. Н. Круглов был отправлен в отставку. Новым министром назначили бывшего заведующего отделом строительства ЦК КПСС Н. П. Дудорова. В течение 1956-1957 гг. шла чистка аппарата министерства. Заместители министра - многолетние работники НКВД-МВД были заменены на партийных работников. В сентябре 1957 г. из состава МВД были выведены и переданы в КГБ пограничные войска.

Логическим результатом процесса снижения роли МВД стала ликвидация этого министерства. 13 января 1960 г. МВД СССР было упразднено, а его функции были переданы республиканским министерствам. В России это было переименованное в 1962 г. на новый лад министерство охраны общественного порядка.

Другая ситуация складывалась для Комитета госбезопасности. И. А. Серов был связан с Н. С. Хрущевым совместными трудами на Украине. При первом секретаре ЦК КП Украины Хрущеве наркомом НКВД в период со 2 сентября 1939 г. по 25 июля 1941 г. был именно И. А. Серов. Его считали "человеком Хрущева". Серов сыграл одну из ключевых ролей при подготовке "секретного доклада" Хрущева на ХХ съезде. Снятия председателя КГБ - как сторонника Хрущева - добивались члены Президиума ЦК КПСС на том самом заседании 18-21 июня 1957 г. , на котором едва не освободили от должности первого секретаря ЦК КПСС - самого Хрущева263.

Нам не известны точные причины, вынудившие перевести И. Серова с должности председателя КГБ СССР на хотя и престижную, но не имевшую политического значения, а главное - политически бесполезную для Хрущева должность начальника Главного разведывательного управления Министерства обороны СССР. Существует традиция связывать отставку И. Серова с усилившимся после ХХ съезда расследованием обстоятельств политических репрессий сталинского времени, с важной ролью Серова в депортации народов Северного Кавказа. Возможно, так оно и было. А. Н. Шелепин вспоминал, что он неоднократно говорил Хрущеву о необходимости исключить Серова из партии и лишить боевых наград за участие в репрессиях прошлого. Во всяком случае, уход И. Серова был личной потерей для Хрущева.

На место Серова был назначен заведующий отделом ЦК КПСС, бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ А. Н. Шелепин. КГБ с первых дней своего существования выполнял ряд функций политической полиции264. С приходом А. Н. Шелепина эти функции были закреплены в "Положении о КГБ при Совете Министров СССР", утвержденном постановлением Президиума ЦК КПСС 9 января 1959 г. В этом документе, определявшем деятельность КГБ, провозглашалось: "Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органы на местах являются политическими органами, осуществляющими мероприятия Центрального Комитета и Правительства по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов"265

С появлением Шелепина во главе КГБ была продолжена чистка рядов сотрудников КГБ. В отчете, направленном в Президиум ЦК в январе 1963 г. преемником Шелепина, также бывшем первом секретаре ЦК ВЛКСМ В. Семичастном в первые дни его работы в качестве председателя КГБ, сообщалось, что "за период с 1954 г. из органов госбезопасности (без войск) . . . уволено более 46 тысяч офицеров, в том числе почти половина - с 1959 г. " Чистка коснулась не только аппарата КГБ, но и разведки и контрразведки. "Свыше 90% генералов и офицеров военной контрразведки . . . назначено на руководящие должности в последние четыре года" - сообщалось в этом документе.

Набор новых сотрудников КГБ шел в основном за счет лиц, имевших рекомендации от комсомольских и партийных органов, а также из числа партийно-комсомольских работников.

В свою очередь, ряд руководителей КГБ перешли в 1960-1962 гг. на партийно-советскую работу, в прокуратуру.

КГБ, его аппарат сращивался с партийными органами. Прежние сотрудники МВД и МГБ были исполнителями - в том числе и преступных приказов. Новый КГБ возглавляли политические деятели, а его сотрудники яснее, чем их предшественники, осознавали себя "вооруженным отрядом партии", были инициативнее и самостоятельнее своих предшественников. Это далеко не тождественно персональной поддержке лично Н. С. Хрущева.

И в КГБ не могло не вызывать раздражение сокращения численности штатного состава на 110 тысяч человек, снижение оплаты, ликвидация ряда привилегии (бесплатный отпуск медикаментов, льготы при выслуге лет и ряд других).

Руководство КГБ не могло не тревожить и очевидное усиление оппозиционных настроений в стране. В первой половине 1962 г. произошел своего рода взрыв массового недовольства той политикой, которая отождествлялась с Хрущевым. В отчете, направленном в ЦК КПСС в июле 1962 г. Шелепин сообщал о чрезвычайно тревожном факте - за полгода 1962 г. появилось в два раза больше листовок и анонимных писем антисоветского содержания, чем за тот же период 1961 г. В этом докладе КГБ сообщалось, что в первом полугодии было 60 локальных антисоветских групп, а за весь 1961 - всего 47 групп. За эту половину года было зафиксировано 7 705 листовок и анонимных писем, изготовленных 2522 авторами.

Новым было и то, что после длительного перерыва стали рассылаться письма, восхваляющие антипартийную группу. Это было уже личным политическим поражением Хрущева. Стараниями чекистов было установлено 1039 авторов 6726 антисоветских документов. Писали их представители практически всех слоев общества - 364 рабочих, 192 служащих, 210 студентов и учащихся школ, 108 лиц без определенных занятий, 105 пенсионеров и 60 колхозников. Более 40% имели среднее и высшее образование, 47% - моложе 30 лет. Были среди авторов этих документов и военнослужащие, и старые коммунисты.

Функция политической полиции в КГБ резко усилилась после событий в Новочеркасске, отозвавшихся практически по всей стране. И партийные власти, и органы КГБ оказались по существу захваченными врасплох. Сразу же после подавления волнений в Президиуме ЦК КПСС принимается большое число решений, направленных на усиление политического сыска и борьбы с инакомыслием в стране. 19 июля 1962 г. на заседании Президиума ЦК КПСС было принято пространное постановление, в котором указывалось: "1. Согласиться с представленными Комиссией проектами постановления СМ СССР и Генерального Прокурора СССР по вопросам усиления борьбы с враждебными проявлениями антисоветских элементов . . .

2. Разрешить КГБ СССР увеличить штатную численность контрразведывательных подразделений территориальных органов КГБ на 400 военнослужащих. "

КГБ было подвергнуто критике за слабую агентурную работу, прежде всего во многих высших и средних специальных учебных заведениях, учреждениях науки, культуры, искусства. Его критиковали за то, что он слабо контактирует с МВД по борьбе с антиобщественными элементами

К постановлению приложен проект приказа председателя КГБ В нем отмечалось: "В последнее время в некоторых городах произошли массовые беспорядки, сопровождающиеся погромами административных зданий. . . ". Ответственность за них возлагалась на уголовные элементы, бывших немецких карателей, "церковников и сектантов", которые стремились придать стихийно возникшим событиям контрреволюционный характер. (Отметим, что подобная оценка совершенно не соответствовала конкретным обстоятельствам волнений в Новочеркасске)

Проект приказа заканчивался - по форме - стандартно, по существу - новыми по содержанию формулировками: ". . . устранить серьезные недостатки в расстановке агентуры и ее использовании". Особую бдительность полагалось проявлять по отношению к реэмигрантам, "реакционно настроенным церковным и сектантским авторитетам", . . . "более активно использовать возможности оперативно-технических служб, наружного наблюдения; . . . сигнализировать о лицах. . . стоящих на антисоветских позициях и пытающихся подорвать доверие народа к политике и мероприятиям, проводимым партией и Советским правительством. . . ; пресекать любые открытые враждебные проявления антисоветских элементов, . . . авторов антисоветских листовок и анонимных документов, . . . а ко всякого рода подстрекателям к массовым беспорядкам по согласованию с партийными органами принимать меры к их изоляции. . . "

Эти мероприятия потребовали дополнительных организационных решений. Учитывая, что центрами волнений стали промышленные предприятия, становится понятным появление раздела в этом приказе: "Создать во Втором главном управлении . . . Управление, на которое возложить функции по организации агентурно-оперативной работы на крупных и особо важных промышленных предприятиях. . . "

Обращает на себя внимание злобно-антицерковная ориентация КГБ. В этом документе, в сущности, подтверждается прежний чекистский курс на искоренение религии путем уничтожения церкви. Сотрудникам КГБ приказывают: "Решительно повысить уровень агентурно-оперативной работы по пресечению враждебных проявлений со стороны церковников и сектантов, обратив особое внимание на быстрейшую парализацию деятельности нелегальных групп и общин. В отношении руководителей и организаторов церковных и сектантских формирований осуществлять активные чекистские мероприятия, (Курсив наш. Авт. ) которые позволили бы в ближайшее время полностью разоблачить проводимую ими антисоветскую работу, а злостных из них в соответствии с законом привлечь к уголовной ответственности.

Не был забыт и старый хрущевский план борьбы с "тунеядцами". Но если в конце 40-х гг. он распространялся на колхозную деревню, то в начале 60-х - на всю страну. Поэтому предписывалось:". . . Органы КГБ обязаны оказывать больше помощи партийным органам в неуклонном выполнении советских законов по борьбе с тунеядцами".

Приказ председателя КГБ А. Н. Шелепина заканчивается указанием, определяющим взаимоотношения между партией и КГБ: "Руководителям КГБ-УКГБ, уполномоченным КГБ в городах и районах обеспечить четкую информацию ЦК компартий, . . . крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов КПСС ".

Руководство КГБ, непосредственно входившее в состав партийно-политической верхушки страны, не могло не быть обеспокоенным ростом недовольства страны. Ситуация предлагала два выхода. Первый - усиление репрессий (напомним, что именно в июле 1962 г. была принята печально знаменитая статья 70 Уголовного кодекса РСФСР, восстановившая и узаконившая политические репрессии). Второй выход - изменения в самом политическом руководстве, устранении из него того человека, имя которого отождествлялось с неудачами в развитии страны - Н. С. Хрущева. Складывающаяся в стране обстановка не могла не тревожить и самого Хрущева. Ему пришлось столкнуться с невероятными размерами очковтирательства, самого грубого обмана. Причем обманщиками были секретари обкомов, крупные хозяйственные руководители266. Понятно, что партия могла создавать "маяков". Для них разрешались (точнее - негласно допускались) приписки, но в тех случаях, когда это должно было отвечать определенной политической цели - стимулировать остальных. Да и право быть "маяком" предполагало определенную партийную поддержку, чуть не легитимацию. Именно так, например, обстояло дело с первым секретарем Рязанского обкома КПСС Ларионовым. Но даже и им запрещалась простая уголовщина, до которой дошел поддержанный лично Хрущевым рязанский партийный вождь. Но жульничали, в особенности в сельском хозяйстве, практически все сколько-нибудь крупные партийно-советские и хозяйственные чиновники. (Другой вопрос - почему они это делали).

Хрущев пытался бороться с этим. Он лично ездил по стане, распекал тех, кто попадался ему под руку, организовывал проверки, но ситуация не менялась. Сверцентрализованная власть не смогла обеспечить контроль за выполнением собственных решений. Так как такая власть, как она хорошо знает, в принципе не может принимать неправильных решений, то виноваты те, кто не исполняет ее мудрые указания. А чтобы они выполнялись, необходимо наладить проверку исполнения, для чего надо создать еще одно учреждение, еще одно ведомство, которое и должно обеспечить "учет и контроль", как говорил великий Ленин.

Примечания

  1. Последняя "антипартийная" группа. Стенографический отчет июньского (1957 г. ) пленума ЦК КПСС // Исторический архив, 1993, N3, с. 32, 39, 57-58
  2. См. , например, сведения о слежке за физиком Л. Д. Ландау: По данным агентуры и оперативной техники. Справка КГБ СССР об академике Л. Д. Ландау // Исторический архив, 1993, N 3, с. 151-162
  3. Охотин Н. Г. и др. Экспертное заключение. . . , с. 31
  4. См. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по предотвращению фактов обмана государства и по усилению контроля за достоверностью отчетов о выполнении планов и обязательств" от 19 мая 1961 г. , 9
     
   

Полностью текст материала
http://www.history.machaon.ru/all/number_08/analiti4/khrushchev_print/index.html

Версия для печати [Версия для печати]




Copyright (c) Альманах "Восток"

Главная страница