Альманах
  Главная страница

 

Выпуск: N 2(43), сентябрь 2007г

Подъем современного Китая. Всеобъемлющая национальная мощь и великая стратегия

Ху Аньган, Мен Хонгуа

Положение страны на международной арене в сущности ассоциируется с подъемом и спадом национальной мощи, увеличением и падением его стратегических ресурсов. Это подводит нас к такому вопросу как: что подразумевается под комплексной мощью государства (КМГ)? Каковы стратегические ресурсы, которые определяют КМГ? Какого рода стратегические ресурсы являются наиболее важными в 21-ом столетии? Каковы преимущества и недостатки стратегических ресурсов Китая в сравнении с другими крупными государствами? Как можно определить уровень Китая в отношении его КМГ по сравнению с другими государствами? Усилился ли или, напротив, потерял в своей силе Китай за последние 20 лет? Как КМГ Китая меняется в сравнении с КМГ США, Японии, Индии и России, которые представляют собой страны, наиболее близко ассоциируемые с интересами Китая и его геополитической стратегией? Каким образом Китаю следует поднимать свой КМГ, как наиболее полно использовать преимущества своих стратегических ресурсов и неуклонно компенсировать недостающие стратегические ресурсы? Каковы цели Китайской великой стратегии? Как добиться их воплощения?

Подъем современного Китая

Всеобъемлющая национальная мощь и великая стратегия

Ху Аньган

Ведущий профессор и директор

Центр исследований Китая при Университете Цинхуа

Мен Хонгуа

Адьюнкт-профессор, научный сотрудник

Центр исследований Китая при Университете Цинхуа

Резюме:

Искусство ведения войны для государства является жизненно важным. Это дело жизни и смерти, путь либо к безопасности государства, либо к его разрушению. Следовательно, это является такой темой исследования, которой ни в коем счете нельзя пренебрегать. Искусство ведения войны определяется пятью постоянными факторами, которые необходимо иметь в виду, при определении условий, полученных в области исследований.

Этими факторами являются: (1) Моральный Закон; (2) Небеса; (3) Земля; (4) Командующий; (5) Метод и Дисциплина

Сунь Цзы, Искусство Войны

Вступая в 21-е столетие, экономическая глобализация не только ускорила процесс интеграции мировой экономики, но также конкуренцию между странами, особенно среди крупных государств. Международная конкуренция проявляет себя главным образом в динамических изменениях стратегических ресурсов различных стран и открытой конкуренции в комплексной национальной мощи (Zonghe Guoli). Зачастую эта конкуренция приводит к обоюдному конфликту и оказывается заблокированной разногласиями при том, что страны продолжают находиться в сложной взаимозависимости и взаимосвязи. В процессе такого развития, выходящим из равновесного положения, некоторые из стран наращивают свою национальную мощь, в то время как другие ее в той или иной степени относительности ее теряют. Именно эти изменения обусловливают значительные изменения всей структуры мира.

Положение страны на международной арене в сущности ассоциируется с подъемом и спадом национальной мощи, увеличением и падением его стратегических ресурсов. Это подводит нас к такому вопросу как: что подразумевается под комплексной мощью государства (КМГ)? Каковы стратегические ресурсы, которые определяют КМГ? Какого рода стратегические ресурсы являются наиболее важными в 21-ом столетии? Каковы преимущества и недостатки стратегических ресурсов Китая в сравнении с другими крупными государствами? Как можно определить уровень Китая в отношении его КМГ по сравнению с другими государствами? Усилился ли или, напротив, потерял в своей силе Китай за последние 20 лет? Как КМГ Китая меняется в сравнении с КМГ США, Японии, Индии и России, которые представляют собой страны, наиболее близко ассоциируемые с интересами Китая и его геополитической стратегией? Каким образом Китаю следует поднимать свой КМГ, как наиболее полно использовать преимущества своих стратегических ресурсов и неуклонно компенсировать недостающие стратегические ресурсы? Каковы цели Китайской великой стратегии? Как добиться их воплощения?

I. КМГ и Национальные Стратегические Ресурсы

1. Концепция КМГ

Под КМГ обычно понимают общую совокупность мощностей страны в экономике, военном деле, науке и технологии, образовании, ресурсах и их взаимовлиянии (Китайский Институт Современных Международных Отношений, 2000). Более абстрактно это понятие подразумевает сочетание всех мощностей, которыми обладает государство для того чтобы выживать и развиваться как независимое образование, включая его материальную составляющую и характерную для этноса способность к формированию и восприятию идей, а также международное влияние страны (Huang Shuofeng, 1999). Зарубежные ученые обычно используют понятие национальной мощи в особом, специфическом смысле, а именно, как стратегическую способность суверенного государства использовать все свои ресурсы для того, чтобы влиять на другие страны (Ashley Telis et al, 2000). Это наиболее важный показатель измерения основных национальных богатств и ресурсов страны, а также всесторонний индикатор экономической, политической, военной и технической мощи страны. Сравнивая анализ КМГ, проводимый китайскими и зарубежными учеными, можно прийти к заключению: понятие КМГ подразумевает более широкий взгляд на совокупную мощь страны, с упором на всестороннюю важность всех ее аспектов, включающие в себя материальный базис, способность этноса к формированию и восприятию идей, международное значение страны. Хотя материальный базис и управляющие структуры страны являются особенно важными в концепции КМГ, она не пренебрегает такой своей составляющей, как способность народа к формированию и восприятию идей (идеациональный фактор) или другими словами «мягкой» властью. Уравнение Клайна (Klein), к примеру, помещает идеациональный фактор на важное место в осуществлении желания этноса добиваться развития национальной стратегии. Суммируя, можно сказать, что оба понятия, и КМГ, и национальные стратегические ресурсы фокусируются на изучении главной стратегии государства, обе концепции по сути подразумевают одно и то же и взаимозаменяемы.

Однако в настоящее время пока еще не существует единого определения или метода оценок в отношении КМГ или, другими словами, комплексной мощи государства. Эшли Теллис (Ashley Tellis et al, 2000) определяет национальную мощь как результат взаимодействия двух компонентов, а именно, с одной стороны, способности страны управлять своим экономическим инновационным циклом в конкретный период времени, и с другой - использования такого рода управленческой власти для формирования эффективного военного потенциала с целью создания, в свою очередь, стабильной политической обстановки, интенсификации использования существующих экономических преимуществ страны, обеспечения базовых условий для поддержания ее стратегических возможностей и поиска выгод для страны в международной системе. Одним словом, понятие КМГ можно определить как всестороннее развитие всех потенциалов страны с целью достижения ею своих стратегических целей, осуществляемое с учетом международного взаимодействия, а ключевыми факторами концепции являются стратегические ресурсы, стратегические возможности и достигнутые результаты, основывающиеся на стратегических ресурсах, как на своей материальной базе. В этой статье основное внимание уделяется национальным стратегическим ресурсам, с акцентом на материальные стратегические ресурсы или, другими словами, «твердую» мощь. Нематериальные стратегические ресурсы, или «мягкая» мощь, будет рассмотрена нами в другой статье.

Мы определяем национальные стратегические ресурсы как реальные и потенциальные ключевые ресурсы, доступные для реализации стратегических решений страны. Они отображают возможности страны в использовании всех доступных ресурсов, а также ее КМГ. Кеннет Волц (Kennet Walts) определяет мощности как распределение всех возможных производительных потенциалов страны. Действительно, КМГ представляет собой распределение стратегических ресурсов страны, мобилизуя и используя их для реализации стратегических целей страны. Вообще говоря, КМГ обращена к всецелой совокупности стратегических ресурсов страны, в то время как стратегические ресурсы страны слагаются из определенных видов стратегических ресурсов.

2. Национальные стратегические ресурсы

Майкл Портер (Michael Porter) приводит список из пяти основных видов ресурсов, а именно, физические ресурсы, человеческие ресурсы, инфраструктура, научно-технические ресурсы и финансовые ресурсы (Michael Porter, 1990, 2000). В соответствии этому мы разделяем национальные стратегические ресурсы на восемь категорий с 23мя показателями. Эти определения и составляют основу КМГ.

1) Экономические ресурсы

Мы измеряем экономические ресурсы при помощи подсчета валового внутреннего продукта. ВВП рассчитывается методом суммирования валовых добавленных стоимостей, полученных всеми производителями внутри страны, с учетом налогов на продукцию, и за вычетом дотаций, не включенных в стоимость продукта. ВВП подсчитывается без учета амортизационных отчислений на реновацию изношенных основных средств или истощения и деградации естественных ресурсов. Обычно, применяется два метода подсчета ВВП. Один из них проводится с использованием официального номинального валютного курса. Этот метод зачастую недооценивает экономическую мощь развивающихся стран и переоценивает экономическую мощь развитых стран; другой метод подсчета – по паритету покупательной способности (ППС). Международный сопоставительный проект, рекомендованный Мировым Банком и IMF, в качестве точки отсчета берет 1993 год и подсчитывает ВНП 118 стран, используя ППС для оценки стоимости международного доллара ВНП и ВВП на душу населения.

Таблица 1: Экономические ресурсы Китая, США, Индии, Японии и России

(в % от тотального мирового ВВП)

страна

1975

1980

1885

1990

1995

1998

2000

ВВП подсчитанный с использованием ППС, один миллиард US долларов

Китай

212

414

821

1520

3080

3850

4966

Индия

266

441

683

1170

1740

2030

2432

Япония

598

1050

1490

2350

2910

2940

3354

Россия

-

-

-

1460

1050

948

1168

США

1730

2880

3880

5620

7200

8000

9646

Мировой

ВВП

7623

13115

17955

26967

34730

37595

44506

% ВВП от мирового показателя

Китай

2.78

3.16

4.57

5.63

8.87

10.23

11.16

Индия

3.49

3.36

3.80

4.35

5.02

5.41

5.46

Япония

7.85

8.04

8.27

8.73

8.38

7.82

7.54

Россия

-

-

-

5.43

3.02

2.52

2.62

США

22.71

21.96

21.60

20.85

20.73

21.29

21.64

Все пять

стран вместе

-

-

-

44.99

46.02

47.27

48.42

Примечание: Цифры для 2000 приведены по показателям Валового Национального Дохода (ВНД).

Источник: World Bank, World Development Report 2001, New York: Oxford University Press, 2001.

 

 

 

Таблица 2: Тенденции экономического роста в пяти странах.

страна

Рост ВВП

1965-1999

Рост ВВП на душу населения

1965-1999

Индекс потенциального роста

ВВП

ВВП на душу населения

Китая

8.1

6.4

2.45

4.00

Индия

4.6

2.4

1.40

1.50

Япония

4.1

3.4

1.24

2.13

Россия

-

-

-

-

США

3.0

2.0

0.91

1.25

Общемировой

рост

3.3

1.6

1.00

1.00

Примечание: Под индексом потенциального роста подразумевается отношению роста страны к среднему уровню экономического роста в мире.

Источник: World Bank, World Development Report 2001, Table 1.4, New York: Oxford University Press, 2001.

Таблица 3: Тенденции долговременного экономического роста пяти стран

страна

ВВП, миллиард US долларов, 1998

в % от мирового показателя

 

1998

2010

2020

1998

2010

2020

Китай

3850

9803

17057

10.23

17.66

22.20

Индия

2030

3482

5460

5.41

6.27

7.11

Япония

2940

4762

7116

7.82

8.58

9.57

Россия

948

1202

1466

2.52

2.17

1.90

США

8000

11406

15329

21.29

20.55

19.96

Общемировой

показатель

37595

55505

76796

100.0

100.0

100.0

2) Человеческий капитал

Человеческий капитал, в особенности перспективы и возможности получения образования, рассматривается как решающий фактор для процесса экономического роста. В целом, человеческий капитал выражается в числах лет образования, получаемого населением. Чем больше лет полученного образования, тем работники более квалифицированные, тем выше уровень их продуктивности, который в свою очередь приводит к повышению экономического роста. Богатые человеческие ресурсы развивающихся стран легче усваивают и используют новые технологии, импортируемые из развитых стран (Barro and Lee, 2000). Общий человеческий капитал страны выражается в двух категориях основных показателей: одной категорией является общее число людей и число работоспособных, в возрасте 15-64, людей; другой категорией является человеческий капитал, выражаемый в среднем числе лет образования, полученного людьми старше 15-ти лет. Эти две категории показателей составляют общий человеческий капитал страны, определяемый как число работоспособного населения, помноженное на среднее число лет полученного ими образования, или, другими словами определяемый как произведение рабочих сил и среднего числа лет образования, полученного населением. Понятие рабочие силы отвечает определению Международной Трудовой Организации, а именно – люди возраста экономической жизнеспособности. Эти силы включают в себя людей, которые обеспечивают трудовое обслуживание производителей и любую другую службу в конкретный период времени. Эти силы включают в себя как людей работающих, так и безработных. Оценочная цифра по количеству женщин не имеет международного стандарта сравнения, поскольку во многих развивающихся странах, большинство женщин-работниц заняты сельскохозяйственной работой или же в семейном бизнесе без оплаты. В целом, рабочие силы включают солдат, неработающих людей и людей, которые имели работу время от времени в предыдущий период, но не включают семейных работников или других служащих, не получающих оплату, или же людей, работающих в нерегулярных отраслях.

Таблица 4: Человеческий капитал в пяти странах (в % от мирового показателя)

страна

1975

1980

1985

1990

1995

1999

% 15-64-летних людей от всемирного показателя

Китай

22.2

22.6

23.3

23.6

23.2

22.4

Индия

14.9

15.2

15.4

15.7

15.9

16.2

Япония

3.27

3.03

2.83

2.67

2.48

2.30

Россия

3.93

3.65

3.35

3.09

2.81

2.69

США

5.99

5.80

5.44

5.10

4.88

4.76

Всего в пяти странах

50.3

50.3

50.3

50.1

49.2

48.4

среднее количество лет обучения

Китай

4.38

4.61

4.94

5.51

6.08

7.11

Индия

2.70

3.27

3.64

4.10

4.52

5.06

Япония

7.78

8.51

8.74

8.96

9.23

9.47

Россия

9.27

9.23

9.77

10.05

9.77

10.0

США

9.69

11.9

11.6

11.7

11.9

12.11

В среднем в мире

5.54

5.92

6.17

6.43

6.44

6.66

общий человеческий капитал (один миллиард/человек/год)

Китай

2.25

2.70

3.35

4.17

4.95

6.00

Индия

0.934

1.29

1.62

2.06

2.52

3.08

Япония

0.59

0.67

0.72

0.77

0.804

0.819

Россия

0.844

0.874

0.951

1.04

0.964

1.02

США

1.35

1.79

1.83

1.92

2.04

2.16

Всего в мире

12.8

15.4

17.9

20.7

22.6

25.0

в % от мирового показателя

Китай

17.5

17.6

18.7

20.2

21.9

24.0

Индия

7.27

8.40

9.06

9.98

11.1

12.3

Япония

4.60

4.36

4.01

3.73

3.55

3.27

Россия

6.57

5.69

5.30

5.05

4.26

4.06

США

10.5

11.6

10.2

9.30

9.01

8.60

Пять стран вместе

46.5

47.7

47.2

48.2

49.8

52.2

3) Природные ресурсы

Обычно под природными ресурсами подразумевают количество, качество, богатство и стоимость основных природных ресурсов. Природные ресурсы являются необходимой составляющей экономического развития страны, однако количество их ограничено, либо экономический рост ограничивают условия их разработки и емкость ресурсов. Между тем, природные ресурсы являются регрессивными для получения предельных доходов, с их относительно высокой экологической стоимостью и стоимостью их утилизации за пределами страны. Кроме того, различные ресурсы играют различную роль на разных этапах развития, в общем предполагая в нем усугубляющуюся тенденцию (в противоположность роли знаний, которая обусловливает повышающуюся тенденцию развития). Существует пять основных параметров для определения природных ресурсов: (1) пахотная земля, включающая в себя по определению, данному Продовольственной и Сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций (FAO), земли, находящиеся под временным возделыванием, временные сенокосные луга и пастбища, земельные огороднические участки, земли в торговом пользовании и т.д, но без учета не возделываемых земель; (2) ежегодный забор свежей воды в соотношении с мировым забором воды, без учета потерь при испарении из водохранилищ. Забор воды также включает в себя воду, получаемую в опреснительных установках в тех странах, где они представляют собой значительный источник воды; (3) коммерческие энергоресурсы производственного назначения опирающиеся на явное потребление, равное внутреннему производству вкупе с импортом и изменением запасов и за вычетом экспорта и топлива, снабжающего морской и воздушный транспорт, занятый в международных перевозках; (4) продукция электричества, измеряемая на выводах всех установок генераторов переменного тока на станции. В дополнение к гидроэнергии, угольной, нефтяной, газовой и ядерной энергопродукции, электропродукция включает энергию геотермических источников, солнечную, ветряную, энергию приливов и отливов, а также ту энергию, которая происходит от возобновления и отходов горючего.

Таблица 5: Природные ресурсы пяти стран (в % от мировых запасов)

страна

1975

1980

1985

1990

1995

1997

1998

Продукция электричества

Китай

3.15

3.82

4.43

5.54

7.86

8.39

8.20

Индия

1.33

1.46

1.89

2.47

3.17

3.34

3.47

Япония

7.35

6.99

6.87

7.25

7.45

7.42

7.29

Россия

-

9.82

9.91

9.23

6.52

6.0

5.81

США

31.23

29.63

27.02

27.12

27.02

26.49

26.74

Пять стран вместе

-

51.72

50.12

51.61

52.02

51.64

51.54

Потребление коммерческих энегроресурсов

Китай

8.18

8.68

9.18

10.07

11.84

11.8

11.04

Индия

3.51

3.5

3.76

4.18

4.82

4.86

4.42

Япония

5.19

5.01

4.73

5.1

5.49

5.46

5.46

Россия

10.24

11.03

11.7

10.5

6.9

6.2

6.23

США

27.98

26.17

22.94

22.37

23.06

22.93

23.35

Пять стран вместе

55.1

54.39

52.31

52.22

52.11

51.28

50.5

Сельскохозяйственная земля

Китай

17.01

16.3

14.87

15.79

12.96

13.52

13.52

Индия

17.58

17.85

17.44

17.31

14.45

14.59

14.59

Япония

0.52

0.47

0.45

0.42

0.34

0.3

0.3

Россия

-

-

-

-

7.65

7.15

7.15

США

12.51

12.28

12.2

11.08

8.62

8.88

8.88

Пять стран вместе

-

-

-

-

44.02

44.44

44.44

Забор свежей воды

Китай

5.8

5.8

5.8

5.8

5.8

5.8

5.8

Индия

3.91

3.91

3.91

3.91

3.91

3.91

3.91

Япония

0.88

0.88

0.88

0.88

0.88

0.88

0.88

Россия

9.22

9.22

9.22

9.22

9.22

9.22

9.22

США

5.09

5.09

5.09

5.09

5.09

5.09

5.09

Пять стран вместе

24.9

24.9

24.9

24.9

24.9

24.9

24.9

Общие природные ресурсы

Китай

8.54

8.65

8.57

9.30

9.62

9.88

9.64

Индия

6.58

6.68

6.75

6.97

6.59

6.68

6.60

Япония

3.49

3.34

3.23

3.41

3.54

-

3.48

Россия

-

-

-

-

7.57

5.59

7.10

США

19.20

18.29

16.81

16.42

15.95

15.85

16.02

Пять стран вместе

-

-

-

-

43.26

-

42.84

Примечание: Общие природные ресурсы – все природные ресурсы вкупе со взвешенным средним (все 25%)

4) Финансовые ресурсы

Согласно определению, данному Майклом Портером (Michael Porter) финансовые ресурсы включают три больших параметра: (1) валовые внутренние инвестиции, а именно, общие изменения расходов на фиксированный капитал вкупе с инвестиционным уровнем в экономике страны; (2) прямые зарубежные инвестиции (FDI), а именно, общие потоки капиталовложений с целью достижения долгосрочного интереса к управлению функционированием предприятия в экономической системе отличной от таковой инвестора. Это совокупность объективного капитала, воспроизводимые капиталовложения заработков, другие долгосрочные и краткосрочные капиталы, как это показано для платежного баланса страны; (3) рыночная капитализация (известные так же как рыночная оценка стоимостей), а именно, курс акций регулирующий число акций в обращении. Это отражает размер развития внутреннего рынка (Porter, 1990). В этой статье мы приводим конверсированные в интернациональный доллар внутренние капиталовложения и оставляем два других показателя, подсчитанные в долларах США.

Таблица 6: Финансовые ресурсы пяти стран (в % от мировых ресурсов)

страна

1975

1980

1985

1990

1995

1998

Валовые внутренние капиталовложения

Китай

3.45

4.41

7.61

8.32

16.26

17.59

Индия

2.92

2.73

3.96

4.56

5.77

5.74

Япония

10.56

10.29

10.26

11.99

10.76

10.09

Россия

-

-

-

6.96

3.15

1.84

США

16.19

17.43

19.16

14.99

16.07

17.71

Пять стран вместе

-

-

-

46.82

52.01

52.97

Рыночная стоимость капитала

Китай

0

0

0

0

0.24

0.84

Индия

-

-

-

0.41

0.71

0.38

Япония

-

-

-

31.0

20.6

9.09

Россия

-

-

-

-

0.09

0.08

США

-

-

-

32.6

38.6

49.0

Пять стран вместе

-

-

-

64.01

60.24

59.39

Общие прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ)

Китай

0

0

5.12

5.46

40.27

20.8

Индия

0.56

0.26

0.35

0.22

2.62

1.5

Япония

-

0.21

0.78

0.51

0.01

0.3

Россия

-

-

-

0

1.6

1.1

США

6.83

28.6

21.5

18.1

15.6

22.2

Пять стран вместе

-

-

-

24.29

60.1

45.9

Финансовые ресурсы

Китай

1.73

2.21

3.81

3.87

10.0

9.4

Индия

1.74

1.50

2.16

2.0

2.7

2.5

Япония

5.28

5.25

5.52

14.4

10.5

6.9

Россия

-

-

-

-

1.5

0.9

США

11.51

23.02

20.33

23.4

23.8

31.1

Пять стран вместе

-

-

-

43.67

48.5

50.8

Примечание: Взвешенное среднее данных для 1975-1985 подсчитаны с коэффициетом 0.5; данные для других лет подсчитаны по уравнению: финансовые ресурсы=0.4Чвнутренние капиталовложения+0.3Чрынок капитала+0.3Чобщие ПЗИ; рынок капитала соотносится с рыночной стоимостью фондов (в долларах США)

5) Ресурсы в области знаний и технологий

Мы считаем, что ресурсы в области знаний и технологий являются наиболее важными стратегическими ресурсами и с увеличением количества знаний и информации в обществе, эта значимость усиливается с каждым днем. Ресурсы в области знаний и технологий включают пять основных параметров: (1) количество научных и технических публикаций в соотношении с общей массой публикуемых в 4800 международных академических изданиях научных и технических статей. Этот параметр отражает возможности страны в области инновационных знаний; (2) патентные аппликации, поданные резидентами страны. Этот параметр отражает возможности страны в области технологических разработок; (3) персональные компьютеры, т.е. автономные компьютеры, спроектированные для индивидуального использования. Этот показатель отражает возможности к применению новых технологий в стране; (4) интернетовские серверы, т.е. компьютеры с активным интернетовским адресом, IP-протоколом, имеющие доступ в интернет. Те серверы, у которых нет идентификационного кода той или иной страны, считаются локализированными в США. Этот параметр отражает возможности страны в распространении информации; (5) расходы страны на научные исследования (Research and Development (R&D) spending), а именно, потенциальные инновационные возможности страны в области знаний и технологий в долгосрочный период. Пять перечисленных параметров представляют собой полную картину страны в ее способности к продвижению инновационных знаний, распространению инновационных технологий и популяризации информационной эпохи.

Таблица 7: Ресурсы в области знаний и технологий в пяти странах (в % от мирового уровня)

страна

1980

1985

1990

1995

1998

Персональные компьютеры

Китай

 

 

0.37

1.14

2.65

Индия

 

 

0.2

0.5

0.65

Япония

 

 

5.56

6.28

7.21

Россия

 

 

0.38

1.08

1.43

США

 

 

40.67

35.91

29.79

Пять стран вместе

 

 

47.18

44.91

41.73

Количество аплицированных резидентами страны патентов

1996 1997

Китай

 

 

 

1.61

1.6

Индия

 

 

 

0.23

1.27

Япония

 

 

 

46.88

44.05

Россия

 

 

 

2.49

1.91

США

 

 

 

15.39

15.77

Пять стран вместе

 

 

 

 

 

Научные и технические публикации

1989 1997

Китай

0.33

0.54

1.02

1.42

1.77

Индия

3.49

2.69

2.28

1.8

1.65

Япония

7.47

8.31

8.87

9.04

8.56

Россия

 

 

 

3.93

3.34

США

39.37

38.64

38.03

32.68

32.54

Пять стран вместе

 

 

 

48.87

47.86

Интернетовские серверы

Китай

 

 

 

0.02

0.15

Индия

 

 

 

0.01

0.03

Япония

 

 

 

2.83

3.63

Россия

 

 

 

0.23

0.35

США

 

 

 

63.68

70.82

Пять стран вместе

 

 

 

66.77

79.98

Расходы на научные исследования

Китай

1.25

1.34

1.67

2.53

3.1

Индия

0.96

1.33

1.52

1.71

1.71

Япония

8.99

10.02

11.51

11.59

10.06

Россия

 

 

 

1.07

1.02

США

26.01

27.12

25.12

25.27

25.72

Пять стран вместе

 

 

 

42.17

41.61

Общие технологические ресурсы в всем мире

Китай

0.79

0.94

1.01

1.34

1.85

Индия

2.23

2.01

1.23

0.85

1.06

Япония

8.23

9.17

8.56

15.32

14.70

Россия

 

 

0.08

1.76

1.61

США

32.69

32.80

34.26

34.59

34.93

Пять стран вместе

 

 

44.88

53.86

54.15

Примечание: Взвешенное среднее данных для 1980 и 1985 годов – 0.5; для 1990 – 0.33; для 1995 и 1998 – 0.2.

6) Ресурсы в управлении

В связи с ограниченными возможностями подсчета параметров в этой категории, для ее характеристики мы используем лишь один параметр, а именно, финансовые расходы центрального управления. Этот параметр включает как текущие, так и капитальные расходы, коммерческие расходы, расходы на обслуживание, а также расходы на нефинансовые общественные мероприятия и общественные организации. Этот параметр отражает способность национального правительства к мобилизации и использованию ресурсов.

Таблица 8: Управленческие ресурсы пяти стран (в % от общемировых)

страна

1975

1980

1985

1990

1995

1998

% расходов на управление в ВВП

Китай

13.66

14.74

8.87

5.42

3.41

3.94

Индия

10.95

12.25

15.18

15.96

14.48

14.37

Япония

14.72

18.38

17.23

15.70

-

-

Россия

-

-

-

-

25.37

-

США

21.01

22.02

24.14

23.49

22.64

21.05

Пять стран вместе

23.04

25.34

27.51

26.17

29.58

28.67

% расходов на управление от общемировых

Китай

1.65

1.84

1.48

1.16

1.03

1.15

Индия

1.66

1.63

2.10

2.66

2.46

2.72

Япония

5.01

5.83

5.18

5.24

7.06

7.06

1993

Россия

 

 

 

 

2.60

2.60

1995

США

20.7

19.1

19.0

18.7

15.9

15.8

Пять стран вместе

 

 

 

 

29.05

29.33

7) Военные ресурсы

Военная мощь является важнейшим компонентом КМГ. Она отражает возможности страны в поддержании стабильности в обществе, в сдерживании сепаратизма, а также олицетворяют собой внешнюю силу для максимизации своих интересов за рубежом. Военная мощь в некотором роде отображает также «производительность» национальной мощи (Ashley Tellis et al 2000). Следовательно она является одним из важнейших стратегических капиталов, поскольку является не только определенной (эксплицитной) функцией КМГ, но также функцией-выразителем намерений государства. Военные ресурсы отображаются двумя основными категориями параметров: (1) военные расходы, относящиеся к военным расходам министерства обороны (включая рекрутирование, военную подготовку, строительство, приобретение военного оборудования и припасов), другие министерства исключены. Военная помощь включена в расходы страны, оказывающей помощь, а покупка военного оборудования в кредит включена в расходы с момента одалживания средств, а не тогда, когда производится их оплата; (2) личный состав вооруженных сил, подразумеваемый как количество военнообязанных, включая военизированные подразделения, в случае, если эти силы сходны с регулярными соединениями по своей организации, снаряжению, подготовке или выполняемой миссии.

Таблица 9: Военные ресурсы пяти стран (в % от общемировых)

страна

1985

1990

1995

1998

Личный состав вооруженных сил

Китай

18.25

16.21

12.56

11.73

Индия

5.61

5.24

5.40

5.69

Япония

1.07

1.03

1.00

1.13

Россия

 

 

6.00

5.87

США

9.99

9.31

7.33

6.91

Пять стран вместе

 

 

32.29

31.33

Военные расходы

Китай (а)

4.84

5.31

7.69

9.11

Китай (б)

2.11

2.38

3.81

4.51

Индия

2.87

3.40

4.75

6.14

Япония

1.79

2.38

3.30

3.15

Россия

 

 

6.67

5.98

США

28.45

29.20

31.03

28.44

Пять стран вместе

 

 

53.44

52.82

Военные ресусрсы

Китай (а)

10.20

9.67

9.64

10.16

Китай (б)

8.57

7.91

7.31

7.4

Индия

3.97

4.14

5.01

5.96

Япония

1.50

1.84

2.38

2.34

Россия

 

 

6.40

5.94

США

21.07

21.24

21.55

19.83

Пять стран вместе

 

 

44.98

44.23

Примечание: % военных ресурсов от общемировых = 0.4Ч% от личного военного состава от общемирового + 0.6Ч% военных расходов от общемировых.

а: Статистика Мирового Банка

б: Официальная статистика Китая

8) Интернациональные расходы

Эти расходы включают в себя четыре категории параметров: (1) объем экспорта и связанного с ним обслуживания; (2) объем импорта и связанного с ним обслуживания; (3) Роялти (лицензионное вознаграждение в виде периодических процентных отчислений, которые устанавливаются в форме фиксированных ставок на основе подсчета фактического экономического результата использования лицензии и выплачиваются лицензиатом через определенные согласованные промежутки времени) и квитанции лицензионного сбора; (4) Роялти и оплата лицензионного сбора. Эти параметры представляют собой квитанции и оплаты между резидентами и нерезидентами с целью санкционированного использования нематериальных, непроизводственных и нефинансовых фондов и прав собственности (таких как патенты, копирайт, торговые марки, промышленные процессы и привилегии) и с целью использования, с лицензионного соглашения, оригиналов с прототипов (таких как книг и фильмов), произведенных посредством копирайта и патентирования. Первые два параметра отражают способность страны использовать и открывать для себя возможности международного рынка; последние два отражают способности страны к созданию и использованию международных технологий.

Таблица 10: Интернациональные ресурсы пяти стран (в % от общемировых)

страна

1980

1985

1990

1995

1998

Экспорт и обслуживание

Китай

1.1

1.25

1.35

2.33

3.08

Индия

0.49

0.57

0.54

0.63

0.7

Япония

6.41

8.77

7.64

7.83

6.47

Россия

-

-

-

1.45

1.3

США

11.85

12.86

12.65

12.58

13.84

Пять стран вместе

-

-

-

24.77

24.76

Импорт и обслуживание

Китай

0.86

1.79

1.1

2.18

2.49

Индия

0.75

0.85

0.74

0.82

0.89

Япония

6.75

6.66

7.01

6.75

5.45

Россия

-

-

-

1.27

1.11

США

12.51

18.03

14.52

14.34

16.46

Пять стран вместе

 

 

 

25.37

26.40

Роялти и квитанции лицензионных сборов

Китай

0

0

0

0

0.1

Индия

0

0

0

0

0.03

Япония

3.24

0

9.12

11.25

11.48

Россия

0

0

0

0.01

0.04

США

65.55

62.33

56.7

56.74

57.21

Пять стран вместе

-

-

-

25.37

26.40

Роялти и оплата лицензионных сборов

Китай

-

-

-

-

0.69

Индия

0.14

0.3

0.3

0.22

0.33

Япония

14.77

22.08

18.75

18.78

14.64

Россия

-

-

-

0.01

-

США

10.26

11.38

13.04

13.8

18.48

Пять стран вместе

-

-

-

-

-

Интернациональные ресурсы от общемировых

Китай

0.59

0.91

0.74

1.35

1.83

Индия

0.40

0.49

0.44

0.48

0.55

Япония

7.55

9.05

9.97

10.38

8.80

Россия

-

-

-

0.82

0.73

США

22.47

24.01

22.10

22.18

24.23

Пять стран вместе

31.01

34.45

33.25

35.22

36.14

Примечание: Интернациональные ресурсы =0.3 х (экспорт + импорт) + 0.2 х (доходы от копирайта + расходы на копирайт)

 

II Методы измерения КМГ

Для того чтобы оценивать и определять масштабы КМГ, необходимо разработать новый подход - метод, который можно было бы широко использовать и применять и который характеризовался бы серьезными измерениями и сопоставимостью. В данной работе мы вначале вводим традиционную формулу и метод, а затем приводим своего рода многопараметровое динамическое уравнение и расчетный метод, разработанный авторами.

1. Традиционные измерения

II.1.1) Клаус Кнорр (Klause Knorr) определял национальную мощь как мощь, которая включает экономические возможности, административную соревновательность и способность страны к военной мобилизации (Klause Knorr, 1956). Этот метод является самым ранним уравнением, предложенным для подсчета национальной мощи, показывающим то, что люди уже в тот период начали осознавать, что сила государства не сводится только к его экономической силе, хотя последнее и лежит в основе всей национальной мощи.

II.1.2) Сложный, нелинейный, многовариантный коэффициент, в котором отражены попытки как идентифицировать дискретные переменные, так и специфицировать их взаимосвязи, вычлененные в 1960 г в работе Клиффорда Германа (Cliffird German), который вывел коэффициент мировой мощи, принявший следующий вид:

G = N = N(национальная мощь) (L + P + I + M)

Где N обозначает ядерные возможности, L - территорию, P - население, I – индустриальный базис, M – размеры военных ресурсов. В это уравнение, высчитывающее национальную мощь, центральным параметром выступают ядерные возможности государства. Национальная мощь поэтому находится в прямой зависимости от ядерных возможностей страны. Оно отражает ту особую важность обладания ядерным вооружением, которое было во времена холодной войны и эпохи ядерных вооружений. В действительности, после второй мировой войны все большие страны очень быстро разработали и развили у себя ядерное вооружение, используемое как наиболее значительный стратегический ресурс и тактическое средство.

II.1.3) Полунелинейный многовариантный коэффициент, предложенный далее Вильгельмом Фуксом (Wilhelm Fucks) в 1965, который искал возможности вывести национальную мощь на основе трех субнациональных переменных – размеров населения (Р), продукции энергии (Z), и продукции стали (Z1) - выстроенных в одной из девяти формул для измерения национальной мощи (M), все из которых представляли собой переменные, определяемые одна через другую, и имеющие следующий вид:

M = (P^2) x Z

M = (P^(3/2) x Z1

Это уравнение основано на традиционных ресурсах эпохи индустриализации. Стратегическими целями этой эпохи было получение энергии в мировом масштабе и развитие индустриального производства.

II.1.4) Уравнение по расчету национальной мощи Рэя Клайна (Ray Cline, 1975)

P = (C + E + M) x (S + W)

Где C обозначает население и территорию, E – экономические возможности, M – военную силу (включая стратегический остаток вкупе с непосредственными возможностями ведения боевых действий, а также бонус за проявленные усилия в этой области), S – коэффициент национальной стратегии, W – национальная воля (включающая уровень национальной интеграции, сила руководства и релевантность стратегии национального интереса). Собственно это КМГ формула. Первая часть уравнения отражает объективную силу или тяжелые факторы, вторая часть отражает субъективную силу или же мягкие факторы. КМГ является произведением этих двух компонентов, отображая ту особую значимость, которую авторы придают факторам мягкой мощи. Однако подсчитывать факторы мягкой мощи сложно. Некоторые переменные были использованы для развития оценок долгосрочных тенденций в международной системе в армии США.

II.1.5) Развитие предложенного метода далее было продолжено Эшли Теллисом (Ashley Tellis) и другими учеными в RAND. Они упирали на то, что традиционные показатели и методы не способны отразить национальной мощи в эпоху информации. Они внесли собственные концепции, однако, не предложили какого-либо расчетного уравнения или результатов подсчета с целью провести сравнение международных показателей.

Традиционные подходы, в основном, дают лишь порядок ранжирования возможностей государств, но не идентифицируют реальных пробелов и реальных изменений показателей. Таким образом такой подход является половинчатым. Мы надеемся, что нам удалось разработать всеобъемлющий количественный метод, который позволяет отслеживать динамику изменений в КМГ больших государств.

2. Методы подсчета КМГ, разработанные китайскими учеными

II.2.1) Система показателей и схема взвешенных средних, включающих в себя восемь аспектов и 64 показателя, была разработана в Китайской Академии Социальных Наук (Wang Songen, 1996). Основным методом является обработка тяжелых показателей стандартным способом и использование интеграционного количественного метода Клайна для подсчета показателей различных измерений с целью перевода их в стандартные сборные данные. Затем, после простого суммирования и сбора градации за градацией – получение основной спецификации показателя КМГ, и на ее основе ранжирование других стран, согласно их национальной мощи. После этого, количественный и качественный анализ даст возможность выделить конкретное взвешенное среднее для различных градаций с целью коррекции и сверки основных данных для получения спецификации взвешенных средних, позволяющих производить сопоставления.

II.2.2) Метод был разработан Китайской Военной Академией, представленной Хуан Шофеном (Huang Suofeng, 1996, 1999). Хуан утверждает, что КМГ должно представлять собой органичную интеграцию возможностей к выживанию, развитию и координации, что он определил как «динамическое уравнение КМГ», которое принимает следующий вид:

P = K x H x S

Где P обозначает КМГ данного года, K – координационная система, включающая такие факторы, как способности национального руководства к координации и объединению, H – материальное обеспечение, включающее все физические факторы, S – интеллект-обеспечение, включающее совокупность императивов мышления, интеллектуальные и другие факторы.

II.2.3) Процесс аналитической иерархии, разработанный Китайским Институтом Современных Международных Отношений. Этот процесс вкупе с экспертным наблюдением, регрессионным анализом, реагирующей сетью и кластерным анализом, впервые создал систему показателей КМГ. Собранные согласно показателям данные обрабатываются стандартным или безразмерным способом, устанавливаются взвешенные средние для всех показателей и на этой основе подсчитывается значение КМГ.

Согласно исследованию китайских ученых, ранжирование по КМГ пятью основными государствами в 1998 г были США, Япония, Россия, Китай и Индия (Huang Surfing, p. 119; Wang Songfen, p. 439, Китайский Институт Современных Международных Отношений, р 28). В целом, мы можем сделать следующее заключение: китайские ученые подчеркивают важность интеграции количественного и качественного анализа, с упором на количественном анализе. Однако такого рода модели анализа ограничиваются главным образом традиционными подходами.

Версия для печати [Версия для печати]

Гостевые комментарии: [Просмотреть комментарии (0)]     [Добавить комментарий]



Copyright (c) Альманах "Восток"

Главная страница