О ситуации в России
  Главная страница


Марксизм в пространстве культуры Эрик Хобсбаум, другие авторы фев 2005    В качестве интересных новшеств, привнесенных в марксистскую теорию в XX веке, я упомянул бы идеи Грамши и других итальянцев, которые, изучая природу классового господства на примере собственной страны, поняли, что оно не основывается на одной только силе, но имеет более сложные, культурологические корни. Однако на протяжении большей части XX века основной тенденцией было ограничение применения марксистского анализа. Это, на мой взгляд, обусловливалось огромным политическим и идеологическим влиянием Советского Союза, где признавалась лишь упрощенная, линейная интерпретация марксизма и где к любому отступлению от нее относились с большим подозрением. Если взять мой личный пример, скажу, что в советский период ни одна моя книга не была переведена на русский язык. Их переводили на венгерский, на словенский, но не на русский, хотя в СССР прекрасно знали, что я состоял в Коммунистической партии Но мои мысли не соответствовали официозу. Так что марксизм мог развиваться лишь на окраинах той территории, где доминировал официальный марксизм, представленный КПСС. Взять того же Грамши. В Советском Союзе сам факт его существования как интеллектуала-марксиста согласились признать лишь в 1959 году. Я прекрасно это помню. Не раньше. Иными словами, идейное обогащение марксизма шло на обочине основной линии его "развития", и это, на мой взгляд, сузило и исказило горизонты марксистского анализа на долгие годы. Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

"Эпоха революций". Французская революция Эрик Хобсбаум дек 2004    Отрывок из "Эпохи революций" и рецензии на "Эпоху крайностей" Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Европейская культура и марксизм Эрик Хобсбаум фев 2005    Глава из многотомной "Истории марксизма" , т. 2. Издательство "Эйнауди", Рим , 1979 (перевод - Прогресс,1981. ДСП. Рассылается по специальному списку)
предыдущие главы
http://www.situation.ru/app/j_art_704.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_175.htm
Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г
[Статья и комментарии]

Отношения между марксизмом и немарксистской культурой Эрик Хобсбаум фев 2005    Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

"Короткий" Двадцатый век: взгляд с птичьего полета Эрик Хобсбаум сен 2006    Первая глава из книги "Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914 — 1991").
Известный историк Эрик Хобсбаум посвятил эту книгу «короткому двадцатому ве­ку» — периоду между 1914 и 1991 годами, когда в мировой истории произошли грандиоз­ные события, навсегда изменившие жизнь человеческого сообщества, — от Первой миро­вой войны и русской революции до распада СССР.
Издания: Альманах "Восток" N 4(40), сентябрь 2006г
[Статья и комментарии]

Реальный социализм. Третий мир Эрик Хобсбаум янв 2007    Попытки сделать систему более гибкой, в основном путем децентрализации, в 1960–е годы осуществлялись почти повсеместно в советском блоке, включая СССР, когда премьер-министром был Косыгин. За исключением венгерских реформ, эти попытки не принесли особенного успеха, в одних случаях достигнув лишь небольшого эффекта, а в других (как произошло в Чехословакии) они не были разрешены по политическим мотивам. Довольно эксцентричный член семьи социалистических государств, Югославия, также не добилась ощутимых результатов, когда из враждебности к сталинизму заменила плановую социалистическую экономику системой автономных кооперативных предприятий. Когда в 1970-е годы мировая экономика вступила в новый период неуверенности, никто на Западе и на Востоке больше не ожидал, что экономика «реального социализма» перегонит или хотя бы догонит экономику несоциалистических стран. Однако, хотя и более проблематичное, чем раньше, их будущее не внушало особых опасений. Вскоре этому суждено было измениться. Издания: Альманах "Восток" N 5 (41), декабрь 2006г [Статья и комментарии]

“Век империй”. На пути к революции Эрик Хобсбаум мар 2005    "Вы не одиноки, рабочие и крестьяне России! Если вы сумеете свергнуть, сокрушить и уничтожить тиранов феодальной, терзаемой жандармами, помещичьей и царской России, ваша победа послужит сигналом к всемирной борьбе против засилья капитала". В. И. Ленин, 1905
Заключительные главы из третьего тома всемирной истории “Век империй. 1875-1914”
Издания: Альманах "Восток" N 3(27) , март 2005г
[Статья и комментарии]

Национализм в конце 20 века Эрик Хобсбаум июн 2005    Что касается взрыва сепаратистского национализма в Европе, то его предпосылки можно указать с еще большей точностью в истории XX века. Мины, заложенные в Версале и Брест-Литовске, взрываются до сих пор.
Заключительная глава книги "Нации и национализм после 1780 г."
Издания: Альманах "Восток" N 6(30), июнь 2005г
[Статья и комментарии]

"Век империй". От мира - к войне Эрик Хобсбаум мар 2005    Нет никакой уверенности в том, что мать потеряет сына, если тот отправится на фронт; на самом деле, угольная шахта или железнодорожное депо гораздо опаснее, чем военный лагерь. Бернард Шоу, 1902 г. Издания: Альманах "Восток" N 3(27) , март 2005г [Статья и комментарии]

Революция и секс Эрик Хобсбаум фев 2005    Мне не приходит на ум ни одно хорошо организованное, развитое революционноe движение или режим, которые не развили бы примечательно пуританские тенденции. Включая движения марксистские, доктрина чьих основателей была достаточно непуританской (а в случае Энгельса - и активно анти-пуританской). Включая движeния в таких странах, как Куба, чьи местные традиции этому противоречат. Включaя официaльно наиболее анархистско-либертарианские. Любой, кто верит в то, что мораль старых анархистских милитантов была свободной и легкой, совершенно нe имеет понятия, о чем он ведет речь. Свободная любовь (в которую они страстно верили) означала не употреблять алкоголь, наркотики и - моноганию в рамках законного брака. Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

"Век империй". Эпилог Эрик Хобсбаум мар 2005    Период потенциальной мировой революции не оставил после себя единственный коммунистический режим в стране, чьим главным достоинством была огромная территория и природные ресурсы, которые и призваны были сделать из нее политическую сверхдержаву. Он также оставил после себя значительный потенциал антиимпериалистической, крестьянской революции, главным образом в Азии, которая признала свое духовное родство с Русской революцией и теми группами ныне расколотого предвоенного социалистического и рабочего движения, которые пошли за Лениным. Как показало будущее, народное хозяйство и общественная структура “развитых рыночных экономик” оказались весьма прочными. Если бы они такими не были, то вряд ли смогли удержаться на поверхности без социальной революции после тридцати лет исторических штормов, которые могли бы пустить ко дну непригодные к плаванию корабли. Двадцатый век был полон социальными революциями, и может быть еще полнее до своего завершения; но развитые индустриальные державы были более невосприимчивы к ним, чем остальные, кроме тех случаев, когда революция являлась к ним в качестве побочного продукта поражения в войне или завоевания их территории противником. Издания: Альманах "Восток" N 3(27) , март 2005г [Статья и комментарии]

Времена упадка Эрик Хобсбаум янв 2007    окончание глав из книги "Эпоха крайностей. Короткий 20 век" Издания: Альманах "Восток" N 5 (41), декабрь 2006г [Статья и комментарии]

Третий мир и революция. Крах социализма Эрик Хобсбаум янв 2007    Издания: Альманах "Восток" N 5 (41), декабрь 2006г [Статья и комментарии]

Главная страница